О князе Дмитрии Ивановиче Пожарском мы слышали все. Он спаситель страны, помог воцариться на русском престоле новой династии, от поляков и шведов уберёг. Все так. А что было после того, как он на Земском соборе 1613 года отказался принять Шапку Мономаха? Учебнику это как всегда совершенно не интересно.
Он родился 1 ноября 1578 года в семье в семье одного из потомков Рюриковичей. Его отец, Михаил Федорович Пожарский, - потомок князя суздальского и владимирского, а затем и великого князя киевского Юрия Владимировича Долгорукого. Его мать Евфросинья Федоровна Беклемишева была из знатного старинного дворянского рода. С детства отец учил его одному - Честь превыше всего. Долг свой выполнять беспрекословно. Чужим ничем не прельщаться.
Детство его не было особо богатым. Ещё деда его Фёдора Ивановича Пожарского, участвовавшего в завоевании Казани царём Иваном Васильевичем, в ходе опричнины лишили старых поместных земель. (Ой, только не надо воспринимать это как опалу. Поместье на то и поместье, чтобы его давали или забирали, когда царю было угодно)
А потом князю Фёдору Ивановичу было наказано уехать на "низ" в земли Нижегородского уезда, где у Пожарских было старинное родовое имение в Жарской волости в селе Юрино. Там он нёс службу в должности Головы.(Перевести? Князю Пожарскому доверили охрану восточных рубежей и части течения Волги от возможных военных набегов татар, которые ещё не совсем успокоились после падения и присоединения Казани. Я бы это как опалу не воспринимала. Это ещё более тяжкое бремя, чем просто царёва служба).
Отец Дмитрия - князь Михаил Фёдорович Глухой - от службы не бегал, но и служить, судя по прозвищу, в полную силу не мог. В 1571 году женился на дочери боярина Беклемищева Марии. Молодая семья обосновалась в селе Берсенево в Клинском уезде, где, вероятнее всего, и родился их второй ребёнок - сын Дмитрий. В пустовавший долгое время дом в Москве супруги переехали уже после смерти царя Ивана Васильевича.
(Это не палаты Пожарских. Они перестроены и от них остался только подвал. Но очень даже похожие на них)
Князь Дмитрий рос очень смышлёным и умным мальчиком. Сохранился подлинник грамоты князя Д. М. Пожарского от 1586-87 гг, в которой он дает суздальскому Спасо-Евфимьеву монастырю деревню Три Дворища, прикупленную когда-то его отцом у родичей, пожалованную им этому монастырю «по приказу отца». Возможно, что Михаил Фёдорович в это время был еще жив, но из-за болезни не мог сам оформить акт дарения и поручил это сыну. На это указывает то, что грамота содержит требование поминать «родители» вкладчика без упоминания имен. Несмотря на то что в то время князю Д. М. Пожарскому было не более девяти лет, грамота не только составлена от его имени, но и подписана им собственноручно. Когда отец умер Дмитрию было неполных десять лет.
Ну а дальше - закончилось отроческое время и началась царёва служба.
Князь Дмитрий Пожарский приступил к государевой службе будучи 15 лет от роду. В 1598 году при царе Борисе Годунове он имел чин стряпчего с платьем. Но за что-то попал в немилость и остался "на Москве" только благодаря тому, что его мать была боярыней при царевне Ксении Фёдоровне Годуновой. Она дала своему сыну великолепное для того времени образования , привила чувство долга, ответственности за свои поступки.
В 1602 году опала с князя Дмитрия была снята. Он получил чин стольника.
При первых известиях о появлении самозванца князь Дмитрий Михайлович был призван в полк и получил годовое жалованье - 20 рублей. Из этих денег князь приобрел боевого коня и, в составе московского войска князя Ф. И. Мстиславского, совершил поход на «украйну» и участвовал в битве при Добрыничах и других военных столкновениях.
После смерти царя Бориса Годунова и его сына царя Федора II, в апреле 1605 года к власти пришёл Лжедмитрий I, которому присягнула и Москва, и боярская дума. Пожарский продолжает находиться при дворе, но присягать не торопится, хотя потом всё же это делает. Он по службе не продвигается, но пользуется доверием царя Пожарский дважды упоминается в церемонии царских пиров, в том числе на злосчастной царской свадьбе 8 мая 1606 г., за которой последовало низвержение и убийство самозванца. Когда самозванец был убит, царём стал князь Василий Иванович Шуйский, которому Дмитрий Михайлович Пожарский присягает сразу же. В числе других приближённых в 1608 году Василий IV отрядил на борьбу с захватчиками князя Пожарского в качестве полкового воеводы. Всё это время (1606-1609 гг) он служил под началом полководца М. Скопина-Шуйского, отличается в боях с поляками и болотниковцами.
В начале Семибоярщины князь Дмитрий наотрез отказался участвовать в призвании на московский престол польского королевича и удалился в Зарайск, где служил воеводой. Позднее жители Зарайска, по примеру жителей Коломны и Каширы, пытались склонить Дмитрия Михайловича присягнуть самозванцу (январь 1611), но воевода решительно отказался от их предложения, сказав, что он знает только одного царя — Василия Ивановича — и своей присяге не изменит. Убеждённость Пожарского оказала большое влияние на горожан и они остались верны царю Василию. В том же году Князь Дмитрий Михайлович примкнул к Прокопию Ляпунову, руководителю Первого ополчения. Вместе со своими служилыми людьми пытался «отвоевать» Москву у поляков и даже получил в одном из многочисленных боёв тяжёлое ранение. На лечение отправился в родовое имение Юрьево Нижегородского уезд
Там, в имении и нашли его посланники Второго народного ополчения, начавшего собираться в Нижнем Новгород. ( Я всегда задавала себе вопрос, когда схематично всю историю Смуты рассказывала на уроках - Разве никого более близко не нашли нижегородцы? Зачем в ярославскую глубинку пошли? А ответ-то на поверхности, как всегда: дед князя Дмитрия - Фёдор Пожарский был хорошо известен нижегородцам... Ну а раз деда ещё помнили и уважали, внуку тоже можно довериться)
Второе ополчение выступило к Москве в феврале 1612 года. Исторические справочники и учебники пишут, что из-за распутицы оно задержалось в Ярославле. ( Снова "отлизанная" и переписанная история!) Оно не задержалось. Князь Дмитрий Михайлович, как когда-то его тёзка князь Московский Дмитрий перед сражением на Куликовом поле, поехал получать благословение в Борисоглебский Ростовский монастырь, что на реке Устье. Почему туда? Читаем:
Влияние Борисоглебского монастыря на ход отечественной истории в период Смуты трудно переоценить, он оказался в самой гуще трагических событий, вместе с Ростовом Великим подвергшись в годы хаоса и безвластия разорению и разграблению разбойниками всех мастей, тем не менее продолжая осуществлять свою главную духовную миссию, воодушевляя русских дружинников на подвиги, поднимая боевой дух для борьбы с недругом – молодому князю-воеводе Михаилу Скопину-Шуйскому, стремительно продвигавшемуся к захваченной поляками Москве, зимой 1610 года от иноков монастыря был отправлен крест с благословлением и наказом победить врага (иноземцев из столицы удалось выбить, правда, лишь на полгода). И именно к Борисоглебским насельникам летом 1612 года, перед освободительным (и окончательным) походом на Москву против польских интервентов, пребывая в смятенных думах после известия об измене казацких атаманов, на помощь которых он рассчитывал, обратился за советом, духовной поддержкой и напутствием князь Дмитрий Пожарский, ополчение которого в ту пору находилось в Ярославле. Для предков наших небесное заступничество значило очень многое – вдохновляло на победы, придавало уверенности в своих силах, сплачивало. (https://architectstyle.livejournal.com)
А ещё Князь Пожарский получил личное благословение. Нательный крест.
А князь, забегая далеко вперёд, привезёт в монастырь одно из знамён поляков в дар от нового царя.
Так что сказку о распутице, "задержавшей" ополчение под Ярославлем, вряд ли нужно повторять. Пересказывать все уговоры-переговоры и сражения Второго ополчения думаю, смысла нет. Гораздо интереснее то, что будет потом.
Потом будут заседания Земского собора, на котором станут "выкрикивать" кандидатуры будущего царя. И князь Дмитрий Михайлович откажется от предложенной чести.
Царь Михаил Федорович в полной мере оценил заслуги Пожарского в восстановлении государства. Во время царского венчания Пожарский принял из рук молодого царя один из государственных символов – державу. Скипетр и царский венец держали в руках соответственно князь Д. Т. Трубецкой (видный деятель Смутного времени и один из руководителей Первого ополчения) и И. Н. Романов (дядя царя). Это было новшеством в обряде венчания на царство. Юный государь стремился показать, что в своем правлении будет опираться на ближайшее окружение из верных и опытных советников. На следующий день после церемонии князь Пожарский был возведен в сан боярина. И снова началась государева служба.
Но князя Д.М. Пожарского обвиняют в том, что он дал взятку, чтобы его выкрикнули царем. В местническом споре по голословному обвинению его в этом , который начинают боярин Л. Г. Сумин с князем В.Г. Ромодановским, он выигрывает. Обвинить его не в чем. Но молодой царь, видимо от распрей подальше, отправляет его в 1615 году во главе двухтысячного отряда на борьбу с отрядом польского полковника Лисовского, который осадил город Брянск и взял Карачев. Под Орлом он выдерживает натиск поляков, однако не может предотвратить их дальнейшего разорительного по России.
Весной 1616 года Пожарский производит сбор в казну пятой деньги с торговых людей, так как войны не прекращались, а казна истощилась. Ведёт дипломатические переговоры с английским послом (1617). Пожалован чином наместника Коломенского(1617). По просьбе жителей Калуги и соседних с ней городов ведёт военные действия в чине калужского воеводы (1617—1618) с пришедшим в пределы Московского государства войском польского королевича Владислава, приходит на помощь и отстаивает Можайск и Боровск. Однако в это же время Дмитрий Михайлович сильно заболел и по велению царя возвратился в Москву.
Едва оправившись от болезни, князь Д. М. Пожарский принял деятельное участие в защите столицы. Царская грамота Пожарскому отмечает, что князь «на боях и на приступах бился, не щадя головы своей». Приступы польского войска к Москве и Троице-Сергиеву монастырю потерпели неудачу. Поляки вступили в переговоры, которые закончились подписанием 1 декабря 1618 г. Деулинского перемирия. Царь Михаил Фёдорович наградил его новыми вотчинами и поместьями. К концу своей жизни князь Дмитрий Михайлович Пожарский имел без малого десять тысяч четей земельных угодий со многими сёлами, деревнями и пустошами и считался одним из самых богатых дворян Русского государства.
И началась мирная жизнь:
-1619 г - руководство Ямским приказом.
-1620-24гг - Новгородский воевода.
-1624-28 гг - начальник Разбойного приказа.
В 1624 году, во время своей поездки на богомолье в Троице-Сергиев монастырь, царь оставил Москву на попечение Ф. И. Шереметьева, помощником у которого был Пожарский. На обеих свадьбах царя в 1624 и в 1626 г. Пожарский был в дружках царя, а жена Пожарского, Прасковья Варфоломеевна, была свахой со стороны царя. Когда Пожарский по своей службе находился в Москве, то наряду с другими именитыми боярами бывал приглашён к праздничным царским и патриаршим столам и, по замечанию И. Е. Забелина, «въ этихъ приглашенияхъ передъ большими боярами онъ меньше не былъ».
-1628 г - опять назначен воеводой в Новгород Великий с титулом наместника Суздальского.
-1630 г - указом царя вызван в Москву и назначен начальником Поместного приказа...
В новой войне с поляками князь Дмитрий Михайлович практически не участвовал - болел сильно, хоть и находился в войсках. А в наступившем мирном времени - снова назначения:
-1636-3 гг- начальник Московского Судного приказа
-1638 г - на случай войны с крымскими татарами назначен полковым воеводой в Переяславль Рязанский.
-1639г - исполнял тяжелую службу: «дневал и ночевал» при гробах царевичей Ивана и Василия, во время всего траура.
-1640г - вместе с Боярином И.П. Шереметьевым дважды участвовал в переговорах с польскими послами, при этом писался наместником Коломенским. Эти переговоры являются последними службами князя Пожарского, записанными в Разрядной книге.
Он умер тихо, у себя в доме. Схиму перед смертью не принял. Вся Москва во главе с царем Михаилом Фёдоровичем 20 апреля 1642 г. оплакала его кончину и проводила гроб до выездных ворот из столицы. В монастыре Николы Зарайского была обретена записка о дне кончины Пожарского в следующих словах: «ЗРН, апреля К, преставися бояринъ князь Дмитрий Михайловичъ Пожарский, въ среду, вторыя недели по пасце». Похоронили его в Суздале, в том самом Спасо-Ефимиевском монастыре, в который он девятилетним мальчишкой делал земельный вклад от имени своего отца - князя Михаила Фёдоровича. В этот монастырь князь Дмитрий Михайлович в течение жизни неоднократно делал многочисленные вклады. Среди его пожертвований – огромный колокол в 355 пудов, паникадило на 28 свеч, серебряное золоченое кадило, икона Преображения Господня, несколько богослужебных книг.
Князь Дмитрий Михайлович Пожарский был женат дважды. Девичья фамилия его первой супруги Прасковьи Варфоломеевны неизвестна. После ее кончины в августе 1635 г. князь женился на княжне Феодоре Андреевне Голицыной (ум. 1651). Всего у него было шестеро детей: сыновья Петр, Федор и Иван и дочери Ксения, Анастасия и Елена. К сожалению, никто из наследников в истории России не остался, а род прекратился за отсутствием наследника по прямой мужской линии уже через поколение в 1685 году...
Россия не забыла князя Пожарского. В начале 19 века о нём ( и не только) написал замечательную работу историк А. Ф. Малиновский, который написал в своей работе: "Доколе название России, спасённой Князем Пожарским, пребудет на Земном шаре знаемо, до тех пор и он послужит примером геройства, правоты и бескорыстной любви к Отечеству."
Память о нём запечатлена во многих скульптурных изображениях.
-На Храме Христа Спасителя В Москве
На Памятнике "Тысячелетие России" в Новгороде Великом
-Ему поставлены памятники в Нижнем Новгороде и Ярославле. И, конечно, в Москве
Князь Дмитрий Михайлович Пожарский служил Отечеству 47лет! Мало кто и сегодня может похвастаться таким рабочим стажем. Археологические исследования в 2008 году показали, что гробница князей Пожарских в Суздале осталась нетронутой. Над местом погребения Д. М. Пожарского в день его рождения (1 ноября 2008 года) установлены плита и памятный крест.
В 2009 мраморный склеп восстановлен и 4 ноября того же года был открыт для доступа.
Военные силы РФ также отдают дань великому герою. В честь Дмитрия Пожарского были названы: броненосный крейсер (первоначально броненосный фрегат) «Князь Пожарский» (1867-1911 гг.), ледокол «Князь Пожарский» (1916-1920 гг.), крейсер «Дмитрий Пожарский» проекта 68-бис (1952-1987 гг.), атомная подводная лодка стратегического назначения «Князь Пожарский» проекта 955 «Борей». (Источник: https://stuki-druki.com/authors/Pozharskiy-Dmitriy.php Штуки-дрюки ©)
"Князь Пожарский" и сегодня охраняет нашу страну. Вместе с "Князем Олегом", "Князем Владимиром", "Князем Александром Невским" и "Князем Владимиром Мономахом". Это же просто здорово! Мне нравится.
Путь долга и чести, служение Отечеству продолжается...