Фотографии семьи Романовых являются не только историческими реликвиями, но и культурными.
К счастью, в первые десятилетия ХХ века искусство фотографии развивается довольно активно, а вместе с ней совершает рывок документалистика. Но и в эстетическом плане, как отражение эпохи, моды, традиций, искусства — это пласт незаменимой информации.
А трагическая гибель царской семьи сделала каждое вещественное упоминание о них практически бесценным, даже сакральным. О политических аспектах говорить не будем, а вот младшие члены семьи – юный принц и принцессы так и остались в истории символами добродетели, невинными и обреченными.
И память о них с течением времени искажается. К примеру, многие помнят нашумевшую историю об Анне Андерсон – девушке с неустановленным происхождением, которая очень убедительно выдавала себя за княжну Анастасию.
Лже-Анастасий было несколько, однако все версии разоблачились довольно быстро, кроме случая с Андерсон, где присутствовали весомые доказательства и в пользу истории Анны, и против.
Самым главным вопросом, которым задавалась общественность: почему русская княжна не говорит на родном языке? Могла ли она его забыть за несколько лет изгнания? Стресс, ужасы побега, страх и травмы может и могли бы спровоцировать подобную ситуацию. Ведь обнаружили девушку при трагических обстоятельствах – она прыгала с моста.
Решение уйти из жизни сама участница событий описывала так:
«…Можете вы понять, что значит вдруг осознать, что все потеряно и ты одна на свете? Можете вы понять, почему я сделала то, что сделала? Я не понимала, что я делала…».
После пребывания в психиатрической клинике в Дальдорфе девушка начала активно продвигать свою историю, и она нашла отклик. Тогда как одна часть семьи, подавшейся в эмиграцию, категорически не признала в Анне Анастасию, другая же – активно поддержала. Очевидно, имели место политические и материальные мотивы.
Анна даже подала иск в суд против дома Романовых, претендуя на единоличное наследство царской семьи. Трудно представить, чтобы она сделала это без влиятельной поддержки.
«…2 августа нынешнего года женщина, называющая себя великой княжной Анастасией, рассказала ей, что её спас от смерти русский солдат Александр Чайковский. С его семьёй (его матерью Марией, сестрой Верунечкой и братом Сергеем) Анастасия Николаевна приехала в Бухарест и оставалась там до 1920 года. От Чайковского она родила ребенка; мальчика, которому сейчас должно быть около трёх лет. У него, как и у отца чёрные волосы, а глаза того же цвета, что у матери (…) В 1920 году, когда Чайковский был убит в уличной перестрелке, она, не сказав никому ни слова, бежала из Бухареста и добралась до Берлина (…) Ребенок, по её словам, остался у Чайковских, и она умоляла помочь найти его…».
Кроме убедительного рассказа, Анна обладала редкой болезнью, которая, как известно, была и у юной княжны Анастасии, девушка дала ответы на вопросы, которые просто не мог знать посторонний человек и многое в таком роде. Так что вопрос о том, выжила ли одна из наследниц русского престола остается открытым.