Несколько лет назад по ИЗО, технологии и музыке разрешили ставить "зачёт/незачёт". Радовались и дети, и учителя, и родители. Потом куда-то это нововведение делось и вернулись отметки (надеюсь, что где-то всё же остался "зачёт/незачёт"). С отметками, конечно, не так весело.
Очень много первоклассников приходит в школу с плохо развитой мелкой моторикой. Короче говоря, "руки-крюки". Хотя в детских садах дети и рисуют, и вырезают, и клеят... В первом-втором классе, например, детям часто трудно:
- нарисовать круг или овал (рисуются кривоватые "огурцы", а то и вовсе квадраты);
- вырезать ножницами по линиям простые фигуры: круг, квадрат, треугольник (получаются фигуры непонятной формы с рваными краями) и т.п.
Рисовали мы как-то с второклассниками портреты сказочных героев. Так пол-урока я ходила по классу, рисовала почти каждому овал для лица героя. Если мы что-то вырезаем, обязательно кто-то попросит помочь вырезать нужную фигуру. Беда, если нужно вырезать ровно какой-нибудь хвостик у лисы или лапки у кошки из шаблона. Тут уже очередь страдальцев выстраивается. Про разметить лист и расчертить по линейке - молчу.
Да что там: положить готовую работу в прозрачный файл - для некоторых детей невыполнимая задача. Помогаю, куда деваться. Не бросать же в беде родных учеников?
Но вот, ребята, вопрос: если учитель нарисовал, вырезал, расположил детали на листе, приклеил и прочую помощь оказал ученику - это же не "5" и не "4" (если этой помощи слишком много)?
А как поставить "3", когда человек не ленится и халтурит, а по-честному пыхтит и старается сделать красиво, но не выходит "каменный цветок"? Ведь к уроку готов? Готов. Работал? Работал. Резал, клеил? Резал, клеил. Значит, надо ставить "5". А если при этом получился не котёнок, как было задумано, а марсианин? Тогда "3" или "2"? Жалко ребёнка. Проблема, товарищи... Поэтому я - за "зачёт".
Но поскольку я вынуждена ставить отметки по ИЗО и технологии, то обычно смотрю, насколько правильно ученик:
1) следует инструкции при объяснении конкретных приёмов рисования (конструирования);
2) воспроизводит образец при репродуктивном рисовании (конструировании).
Ниже кратко приведу официальные критерии оценки работ по ИЗО и технологии. Возможно, работы ваших детей оценивают по ним.
ОКМ - предмет устный, поэтому на нём детям важно научиться: рассуждать, наблюдать, видеть причинно-следственные связи; пересказывать, читать доклады на выбранную или заданную тему; находить самостоятельно дополнительную информацию; составлять планы, схемы, анализировать информацию.
Ремарка: возможно, вас порадует, что в новых тетрадях А. Плешакова за 2 класс в этом году нет задания "Нарисуй мир глазами кузнечика"! Видимо, потому, что интернет несколько лет трещал от возмущённых отзывов родителей об этом задании.
Но проекты, использование дополнительных книг к программе, вклеивание фотографий никуда не делись. И здесь только от доброй воли учителя зависит, будет он задавать и оценивать эти задания или нет. На мой взгляд - это нужно выполнять сугубо по желанию ребёнка, на дополнительную "пятёрку". На четвертную отметку эти задания влиять не должны.
Ниже будут и критерии оценки по ОКМ.
ИЗО
Параметры качества:
1) степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий;
2) характер деятельности (репродуктивная, творческая);
3) качество выполняемых работ и итогового рисунка.
«5»: - уровень выполнения требований высокий;
- отсутствуют ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой,
- все объекты связаны между собой, верно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи;
- правильно применяются приемы и изученные техники рисования.
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.
«4»: - уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные ошибки в разработке композиции, есть нарушения в передаче пропорций и размеров;
- ученик допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя.
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
«3»: - уровень выполнения требований достаточный, минимальный;
- допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров;
- ученик владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка;
- понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки;
- работа не выполнена в заданное время,
- есть нарушения технологической последовательности.
«2»: - ученик не освоил основных элементов процесса рисования,
- не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определенными в образовательном стандарте.
Технология
«5» ставится, если:
- ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная);
- изделие изготовлено с учетом установленных требований;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
«4» ставится, если :
- работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка;
- изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
- полностью соблюдались правила техники безопасности.
«3» ставится, если:
- работа выполнена правильно только наполовину,
- ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал,
- не уложился в отведенное время,
- изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
- не полностью соблюдались правила техники безопасности.
«2» ставится, если:
- имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
- неправильно выполнялись многие приемы труда;
- самостоятельность в работе почти отсутствовала;
- изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
- не соблюдались многие правила техники безопасности.
ОКМ
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение отметки
Грубые ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Негрубые ошибки:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Тесты
Исправления, сделанные ребенком, ошибкой не считаются.
«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» - верно выполнено 3/4 заданий.
«3» - верно выполнено 1/2 заданий.
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.
В итоге «5» ставится ученику, если он:
- осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы),
- правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
«4» ставится ученику, если:
- ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов;
- есть единичные недочёты при выполнении практических работ. Все эти недочёты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
«3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но:
- допускает фактические ошибки;
- не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире;
- затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира;
- есть недочёты в выполнении практических работ, но ученик может исправить перечисленные недочёты с помощью учителя.
«2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала и не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.