Я, наверное, никогда не перестану удивляться тому, сколько всего интересного скрывает Петербург – не зря он имеет неофициальный статус «Музей под открытым небом».
И снова артефакт, случайно обнаруженный на доме П.Я. Мюнстера. Причем все прошлые артефакты – нивелировочные отметки-марки, декроттуары, колесоотбойники, флагодержатели и т.д. – пусть с определенными сложностями, но все-таки были опознаны. А с этой находкой я «бьюсь» уже приличное время и ничего определенного.
В общем, сейчас расскажу все, что знаю, а кто-то из вас может быть сможет «пролить свет» на истинное предназначение этого элемента.
На пересечении 7-й линии и Малого проспекта Васильевского острова находится угловой дом с двойным адресом: Малый пр. В.О., д. 17/7-я линия В.О., д. 72. Так вот, если идти по стороне 7-й линии, то возле одного из окон можно заметить вот такое интересное приспособление:
Честно говоря, я такую штуковину вижу в городе впервые. И здесь возникает вопрос: - «Что же это такое?»
Фигуры явно напоминают животных – лошадей или, скорее всего собак – и выполнены они из чугуна.
Так как их две и находятся они по обеим сторонам окна, то первой мыслью было, что это приспособление для фиксации ставней. Я не сильна в технических характеристиках старинных оконных систем, но речь идет о закрывающей деревянной или металлической планке, горизонтально пересекающей закрытые ставни для их фиксации.
Однако, почему тогда такие приспособления только возле одного окна? Может быть, когда-то здесь располагалась какая-нибудь торговая лавка, которую на ночь запирали подобным образом?
Обратимся к истории дома.
Первоначальный дом, состоящий из двух этажей, появился здесь еще в первой четверти 19 века и принадлежал тогда госслужащему коллежскому асессору П.Я. Мюнстеру. Позже дважды перестраивался и в итоге был расширен до 6-ти этажей и в 1912 году приобрел тот вид, который мы можем видеть сегодня.
Согласно старинным адресным книгам «Весь Петербург», после перестройки (а фасад нижних этажей тогда претерпел серьезные изменения) в начале XX века дом имел статус доходного и помимо жилых квартир на первом этаже, и правда, располагались различные торговые лавки – числились аптекарская лавка и обувная.
Однако с 1912 года некоторые помещения дома были приспособлены под кинематограф со звучным названием «Жизнь». Тогда может, найденные мною артефакты были какими-то элементами для крепления, например, рекламы или киноафиш? Но, к большому сожалению, никаких старых фотографий, способных подтвердить или опровергнуть догадку, не нашлось.
В общем, как видите, одни вопросы.
В поисках ответа я, разумеется, «перелопатила» множество сайтов, в результате чего появилась еще одна гипотеза – может быть эти оригинальные фигурки были своеобразными держателями для собачьих поводков или лошадиных вожжей.
Причем в подтверждение этой теории в интернете нашла фотографии некоторых подобных настенных держателей для вожжей.
Такие дела, друзья! Кто бы мог подумать, что такая маленькая деталь станет причиной такого большого «расследования» и такого большого количества вопросов, на которые не получиться найти однозначного ответа.
Как думаете, что это за приспособления? Пишите свое мнение в комментариях, давайте попробуем порассуждать, может нам удастся найти истину сообща!