Найти в Дзене
Casus Belli

1884. Пленных не брать! Горький триумф генерала Негрие

Оглавление

Когда в сентябре 1884 года в Пекине стало известно о фучжоуском разгроме, войска империи Цин начали медленное движение вглубь Вьетнама, навстречу французским аванпостам. С точки зрения феодального права, это было абсолютно законно: Вьетнам являлся вассалом маньчжурской династии. С точки же зрения Франции, только весной подписавшей неравноправный договор с властями Хюэ, это было посягательство на ее законную зону влияния. Феодальная империя и колониальная республика перешли от дипломатии к военным действиям.

Передовые части Гуансийской армии двигались от Ланг-Шона вдоль Мандаринской дороги, а Юньнаньская армия — от Лаокая вниз по долине Красной реки. Трудности снабжения в этих изолированных, не имеющих хороших коммуникаций районах обусловили относительно невысокую численность сил на театре. С китайской стороны действовали несколько тысяч «партизан» Лю Юнфу, сражавшихся под черными флагами, а также порядка 20 тысяч имперских солдат; с французской – около 10 тысяч пехотинцев, из которых не меньше трети составляли «тонкинские стрелки» (вьетнамцы под началом французских офицеров). Большим преимуществом французов оказалось наличие у них речной флотилии. Канонерки и транспортные пароходы обеспечивали снабжение и огневую поддержку сухопутных частей, а также быструю эвакуацию в случае необходимости. У противника были лишь джонки – неважная альтернатива современным судам.

Винтовка Гра
Винтовка Гра

Козырем Цинов было превосходство в живой силе. На некоторых участках оно было шести- и даже десятикратным, минимум – двойным. Французы компенсировали его отличной выучкой, удачной тактикой и применением лучшего на тот момент стрелкового оружия: армия Третьей республики уже получила однозарядные винтовки Гра. У китайцев же, как мы писали в этом материале, в отношении вооружения царил невероятный хаос: в одном и том же подразделении наряду со вполне современными нарезными винчестерами на вооружении могли быть и дульнозарядные гладкоствольные мушкеты, луки и копья.

Армия Гуанси

Китайские силы не имели объединенного командования. В военное время губернаторы провинций формировали армии на базе «военных округов», границы которых совпадали со вверенными им территориями. Основу этих сил составляли относительно боеспособные «храбрые батальоны» (территориальные войска), дополненные гораздо менее эффективными частями «зеленых штандартов» и совершенно никчемными «восьмизнаменными» войсками (подробнее здесь). Гуансийской армией командовали генералы Ван Дебанг и Пань Динсинь, поучаствовавшие в разгроме колонны подполковника Дюжена в июне 1884 года у Бак-Лу.

-3

К концу сентября Гуансийская армия численностью около 6 тысяч человек была развернута вдоль Мандаринской дороги, левое ее крыло находилось близ селения Чу, в верховьях долины реки Люк Нам (приток Тхыонга), центр – в Баолоке, а правое – у деревни Кеп. Гуансийцы имели приказ продвинуться в Тонкин, разбить там французские силы, отбить Бакнинь и занять Ханой.

Французские войска

В начале сентября 1884 года вновь сменился командующий французским экспедиционным корпусом в Тонкине. Место осторожного и удачливого, но нелюбимого войсками генерала Мийо, подавшего рапорт по состоянию здоровья, занял генерал де л’Иль, старший из двух его бригадных командиров.

В начале октября французы получили первое и весьма неприятное доказательство присутствия китайских войск. В этот день две канонерские лодки Тонкинской флотилии («Аше» и «Массю») угодили в засаду, были обстреляны и понесли большие потери в людях (лейтенант Шалье с «Массю» убит, 32 человека ранены). Лишь благодаря пришедшей на выручку канонерке «Мушкетон» отряду удалось ретироваться.
-4

Как это часто бывает, тактический успех китайцев обернулся для них стратегической проблемой: атака лишила гуансийскую армию внезапности. Вскоре французы установили район сосредоточения китайских войск. Бриер де л'Иль не замедлил воспользоваться очевидной растянутостью китайской позиции, из-за чего фланги были вынуждены действовать изолированно. В долину Люк-Нам на борту нескольких судов Тонкинской флотилии отправился генерал де Негрие с 2800 солдат. Негрие получил приказ атаковать по отдельности и разгромить китайские отряды раньше, чем они смогут сконцентрироваться.

Генерал Негрие
Генерал Негрие

В состав отряда де Негрие входили части 1-й и 2-й бригад Тонкинского экспедиционного корпуса. Первую колонну под командованием подполковника Доннье составили две роты 143-го линейного батальона, две роты 2-го батальона Иностранного легиона, 50 тонкинских стрелков и артиллерийский дивизион. Вторая колонна (майор Мибьель) состояла из 3-го батальона Иностранного легиона, 3-го алжирского стрелкового полка и артбатареи. Третья и самая крупная колонна под непосредственным командованием де Негрие включала четыре роты 111-го линейного батальона, три роты 23-го линейного батальона, оставшиеся две роты 143-го линейного батальона, артиллерийскую батарею и отдельный артдивизион.

Вечером 5 октября разведка, сильно завышая численность противника, донесла, что близ деревни Чу сосредоточено около 4800 китайских регулярных войск, у Кепа оставлено примерно 3200 человек, а в Бао-Локе находится «сильный отряд». Де Негрие планировал сковать вспомогательными ударами удерживать китайцев на занимаемых позициях, и, быстро перебрасывая свои главные силы по реке с помощью канонерских лодок, нанести противнику поражение сперва с одного фланга, а потом – с другого.

Канонерская лодка "Мутин"
Канонерская лодка "Мутин"

Боевой приказ гласил:

Колонне подполковника Доннье высадиться в долине реки Люк-Нам, занять деревни Лам и Трай-Дам, и сковать силы противника в районе селения Чу.
Колонне майора Мибьеля оставаться в резерве в Хоа-фу, чтобы в случае необходимости прибыть для оказания помощи Доннье. В задачу Мибьеля также входит подавление попыток противника действовать на французских коммуникациях.
Колонне под личным командованием Негрие вытеснить врага из Бао-Лока и заставить отойти в сторону Чу, не позволяя соединиться с частями в Кепе.

Но, как это обычно бывает, получилось не совсем по плану.

Театр военных действий под Ланг-Шоном
Театр военных действий под Ланг-Шоном

Деревня Чу

В понедельник 6 октября колонна Доннье была быстро переправлена вверх по реке на цепочке джонок, буксируемых канонерскими лодками «Аше», «Эклер» и «Массю» и буксирами «Фу Ли» и «Тра Ли» для десантирован близ китайских укреплений в Чу. Высадка началась в 10 утра и проходила без происшествий, пока около полудня конвой не был обстрелян из орудий со скалистого берега выше по течению. «Эклер» ответным огнем заставил китайские пушки замолчать, а продвинувшиеся вперед легионеры очистили позицию от китайцев.

Впрочем, это было только начало. Подтянув силы, китайцы решительно пошли в атаку, явно намереваясь скинуть десант в реку. Французам пришлось импровизировать: удалось сформировать некое подобие периметра в виде литеры «Г». В критический момент сражения китайцы, ударив с двух сторон по вершине этого угла, прорвали французский центр, смели тонкинских стрелков и часть легионеров, и были близки к тому, чтобы разрезать плацдарм на две части. Лишь около двух часов дня, когда завершилась высадка, Доннье смог организовать контратаку силами роты Фрейссино из 143-го полка и легионеров Бейне, ударивших в штыки. Китайцев отбросили, но сам отважный капитан Бейне погиб. Всего в этом бою французы потеряли убитыми и ранеными 30 человек, в том числе младшего лейтенанта Баттайе.

Подполковник Доннье
Подполковник Доннье

К вечеру 6 октября колонна Доннье решила свои задачи лишь частично. Намеченные деревни занять не удалось, выбить китайцев из Чу – тем более; французы сами едва не были разбиты и с трудом удержали плацдарм. Однако гуансийцы больше не контратаковали. Это позволило Доннье привести войска в порядок и вызвать подкрепление. На этом участке установилось затишье.

Тонкинская пехота
Тонкинская пехота

Официально потери колонны за день составили 12 убитых и 27 раненых, однако есть основания считать, что в это число не включена убыль тонкинской пехоты. Китайцы оставили на поле боя более 100 трупов.

Кеп и Баолок

7 октября колонна Негрие, оставив обоз у пагоды Томан (названной в честь погибшего там легионера) под охраной двух рот 143-го линейного батальона и батареи Русселя, пешим порядком двинулась в Баолок. Шли, наводя переправы, поскольку мосты были разрушены противником. При появлении французского авангарда в Баолок, «сильный» (по данным разведки) китайский отряд разбежался. Заняв оставленные противником позиции, Де Негрие решает далее наступать на Кеп, но перед этим ждет донесения, что колонна Мибьеля соединилась с колонной подполковника Доннье. Лишь удостоверившись в этом, он приказывает утром 8 октября выдвигаться к Кепу.

-10

Китайские генералы позицию для своих войск выбрали довольно толково. Основная оборонительная линия располагалась у подножия окружавших Че высот, при этом левый фланг гуансийцев упирался в сухопутную торговую дорогу и был защищен пагодой, обнесенной каменным парапетом, а также укреплениями на опушке леса; правый - в деревню Чам, расположенную немного впереди основной линии. Расположенная перед этой позицией деревня Кеп образовывала своеобразный аванпост.

Французский авангард во главе с самим Негрие сходу атаковал эту позицию. Пока роты Планте и Вентурини пытались выбить из Кеп гуансийцев, основная часть колонны Негрие концентрировалась южнее.

Китайцы, хоть и были застигнуты врасплох, не побежали, продолжали оказывать сопротивление и даже контратаковали. Чтобы занять, наконец, деревню, Негрие приказал всей своей артиллерии обстрелять ее, одновременно отправив две роты в обход.

Бой при Кеп
Бой при Кеп

К полудню защитники Кеп оказались в тактическом окружении. Каждый, кто пытался покинуть деревню, попадал под перекрестный огонь французов. Но противник и не думал сдаваться. Более того, в первом часу дня китайцы предприняли попытку охватить окружившие Кеп войска, отрезав от основных сил. Используя складки местности, они сумели подойти довольно близко, прежде чем были остановлены артиллерийским огнем. Кое-где даже дошло до штыкового боя, но вот его гуансийские солдаты не выдержали и побежали. Больше попыток деблокировать Кеп не предпринималось.

Деревня Кеп, подожженная снарядами, к этому моменту целиком оказалась охвачена пламенем. Тем не менее, обороняющиеся успешно отбили первый приступ, причем в бою пал капитан Планте. Генерал де Негрие решил временно переключить внимание на пагоду, где видел больше возможностей для маневра.

После короткой артподготовки две роты рештельным броском заняли пагоду. Разъяренные упорным сопротивлением, на этом этапе боя французы уже не брали пленных, закалывая пытающихся сдаться китайцев штыками.

Без опорного пункта на левом фланге китайская оборона сразу «посыпалась»: через несколько минут французский флаг реял уже и над Северным фортом (центр китайской позиции).

-12

Тем не менее, деревня Кеп все еще держалась! С большими потерями был отбит и второй, и третий штурм, несмотря на поддержку всей артиллерии.

Поскольку новых попыток деблокады Кеп извне не предвиделось, генерал де Негрие усилил атакующие войска своим последним резервом - ротой Барбье - и приказал артиллерии обстреливать китайские редуты вплоть до того момента, когда пехота поднимется в атаку. Ровно в 2 часа 10 минут рота капитана Барбье по сигналу Негрие бросилась в атаку с южной стороны деревни, в то время как с севера атаковали уже потрепанные части майора Годара из 23-го полка.

На этот раз французам удалось ворваться на позиции китайцев. Началась жестокая рукопашная, о накале которой можно судить по тому, что из трех командиров рот Годара двое получили тяжелые ранения (капитан Жинью ранен ударом сабли, капитан Кердрейн – дважды копьем и дважды мечом). Остатки китайского гарнизона были истреблены до последнего человека.

-13

Да что там командиры рот! Сам генерал де Негрие был ранен в ногу. Во время штурма от солнечного удара умер подполковник Шапюи. Тяжело ранен лейтенант Трибюе (через несколько дней он умрет). Ранения получили ординарец Негрие лейтенант Берже, капитан Вентурини, лейтенант Сазонов (русский из Легиона), младшие лейтенанты Массиа и Дюлиc – официально всего 32 убитых и 61 раненый (что явно занижено, учитывая зашкаливающий процент раненых и убитых офицеров). По ожесточенности этот бой превзошел все предыдущие сражения французской армии в Индокитае. Французы оценили китайские потери в 1600 человек убитыми и около 2000 ранеными (что также маловероятно, но уже с другим знаком).

Европейское общественное мнение было потрясено сообщениями о зверствах французов, истреблявших раненых и не бравших пленных. На самом деле, во время франко-китайской войны пленных - за редким исключением - не брала ни одна из сторон, и французы были в равной степени шокированы китайским обычаем выплаты вознаграждения за отрубленные головы противника.

И снова Чу

8 октября Доннье, ждавший подкреплений от де Негрие, решил улучшить свою позицию, овладев господствующими высотами. Небольшая стычка переросла в тяжелый кровавый бой с приступами и рукопашными. Командир штурмового отряда капитан Фрейссино получил ранение в голову (чудом остался жив). Заменивший его начальник штаба колонны капитан Кювелье буквально через несколько минут был убит тремя пулями. Бой не прекращался до ночи; всего за день французы потеряли 21 убитого и 89 раненых.

Утром 11 октября китайцы попытались отбить высоту, но безуспешно; каждый раз их останавливала артиллерия капитана Журди.

Утром 12 октября французы с удивлением обнаружили, что противник… исчез. Ночью, воспользовавшись проливным дождем, китайцы отступили через перевал Цюань. Заняв брошенные позиции, французы обнаружили там лишь нескольких раненых.

11 октября Негрие зачитал экспедиционному корпусу телеграмму, которую он получил от вице-адмирала Пейрона, министра Военно-морского флота и колоний:

«Передавая генералу де Негрие и его храбрым солдатам поздравления от страны и правительства, добавляю мои пожелания скорейшего выздоровления».

13 октября основные силы де Негрие воссоединились с Доннье и заняли оставленные китайцами форты на хребте Куан. В ночь с 19-го на 20-е гуансийцы отступили на север, чтобы защитить подходы к Ланг-Шону.

После занятия Чу Негрие сформировал несколько отрядов для зачистки местности. Преследовать уходящих на север китайцев он посчитал излишним, полагая противника полностью разбитым и деморализованным.

Это было ошибкой.

Casus Belli в Telegram: https://t.me/CasusBelliZen.

Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.

Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала

Даже небольшой донат поможет нам чаще выпускать новые материалы. Ссылка для донатеров:
https://www.tinkoff.ru/cf/5rFGSRNywy6