4,2K подписчиков

Дальние плавания. Подготовка советских яхтсменов

742 прочитали

Разбирал старые книги и нашел занятный экземпляр - Дальние Плавания на Яхтах, издательство аж 1955(!) года. Интересно узнать, насколько подготовка советских яхтсменов отличалась от современных реалий

Читаю книгу и сразу разбираю по ходу

1955г, Физкультура и спорт
1955г, Физкультура и спорт

При беглом прочтении кажутся забавными строки про Замполита на яхте, все строгие регламенты по каждому поводу и без. Но прочитав более внимательно понимаешь пользу такой продуманной подготовки

В книге разбираются именно учебные плавания, чтобы участники могли получить необходимый опыт и пользу от яхтинга. Подчеркивается важность организации похода и продумывание всех деталей

Недостаточная организация плавания превратит его в лучшем случае в бесцельную прогулку, а в худшем может привести к гибели людей и судна

Про маршрут. Интересно, что за почти 70 лет развития яхтинга и яхт ничего почти не изменилось. Среднее расстояние, которое может пройти обычная крейсерская яхта так же 60-90 миль в море, 25-60 миль в шхерном плавании

Современные яхты уже немного другой конструкции
Современные яхты уже немного другой конструкции

Ох уж эти документы...

В книге рассматривается поход от спортивного общества Труд. Немного бюрократии все-таки есть. Хотя представленные в книге 4 таблицы дают системность подходу

Я обычно просто на бумаге составляю раскладку продуктов, примерный бюджет и необходимые работы на яхте

В книге важная роль отводится подготовке команды. И такие строки как "выполнение норм комплекса ГТО", "занятия в спортивных секциях" и "теоретические и практические занятия по отработке маневров" вызывают уважение. Ведь в первую очередь яхтсмен должен быть физически крепок и готов в любое время выполнить любую работу, на мачту подняться если нужно

Команда подбирается большая, ролей на всех хватает: капитан, боцман, матрос и даже баталер и кок. Сегодня часто осталась только роль капитана, а остальные по выбору

Готовим яхту

Конечно раритетные классы яхт сейчас уже не в моде. Двухмачтовые иолы на реке вообще не встретишь. Но смысл остается не изменным. На швертботе, даже крейсерском менее комфортно, чем на килевой яхте

Из штурманского оборудования главным остается компас, бумажные карты и лоции. А вот конструкция ручного лага советского периода интересна

Насколько сейчас удобнее стало. Средства GPS навигации есть даже на телефоне. Идешь спокойно и не переживаешь. Но не стоит сильно расслабляться. Обычно в такие моменты и происходят аварии

Штурман за работой
Штурман за работой

Одежда участников уже не та, что прежде... Тренировочный байковый костюм уже не найдешь, да и фуфайку тоже. А вот мысль про то, что не стоит брать много лишних вещей верна по прежнему. На яхте просто нет места для больших чемоданов и шуб

В плавании

Эта часть книги рассказывает насколько важна дисциплина на борту

Отклонение от судового расписания предусматривается только в аварийных случаях

Правила МППСС-72 тогда еще не были разработаны. Но упоминаются правила ППСС(видимо Правила Предупреждения Столкновения Судов)

Хорошую морскую практику никто не отменял. Веками эти принципы работали для любых моряков

Прыгать с мачты, гика категорически воспрещается. Купание на ходу разрешается только в хорошую погоду при опущенном трапике, готовом спасательном тросе и спасательном круге

Так же в конце книги приводятся дополнительные таблицы, в том числе судовой журнал

Вот и раскрыт секрет советской подготовки яхтсменов. Суть подготовки - в ее наличии и планомерном развитии мастерства, как физического, так и теоретического

Сейчас люди могут отправиться в путешествие на яхте на неделю или две абсолютно не представляя, что же это такое. И потом удивляются, что все совсем не так, как в романтических фильмах. Точнее не совсем так)

. . .

Как вам такой формат? Интересно было бы послушать разборы книг из моей библиотеки? Буду составлять статьи из самых полезных и интересных фактов про яхтинг и парусный спорт. Будьте здоровы!

Павел Минаев - Человек и Вездеход