Известие об обсуждении в Госдуме проекта возвращения школьной формы встретил с радостью и энтузиазмом. Наконец-то, школа превратится из Дома моделей в Храм знаний. Поделился новостью с женой — идея ей тоже понравилась. А вот внук-старшеклассник возмутился: «Будем как инкубаторские ходить!».
Всю следующую неделю опрашивал знакомых. И вот к какому выводу пришел: старшее и среднее поколение проголосовали за введение единой формы, а вот школьники все как один — против.
Молодежь понимаю: самый легкий способ выделиться из общей массы — это нарядиться в яркую, вызывающую одежду. Знаниями и независимым мышлением обратить внимание сложнее.
Моя одноклассница работает в школе много лет. Она говорит, что в современной школе дети одеваются дороже, чем учителя. При этом конкурируют друг с другом у кого «брендовей» и круче «прикид». Часто ученик становится изгоем в классе только потому, что у него нет фирменных кроссовок и одет в дешевые «шмотки».
Единая школьная форма решит эту проблему — чтобы стать заметным и авторитетным нужно напрячь мозги и выделиться из толпы.
В советские годы к школьной форме отношение было неоднозначное. Учителя и родители — за, старшеклассники (особенно девчонки) — против.
Помню, как я мечтал поскорее стать школьником и носить темно-синюю куртку с блестящими пуговицами. Вместе с мамой пошли в «Детский мир» покупать школьную форму. Выбирать долго не пришлось — курточки и штаны однотипные.
В то время родители покупали одежду детям «на вырост». Я был длинный и худой, поэтому мама ориентировалась больше на длину брюк, чем на размер курточки. Меня нисколько не смутило отражение в зеркале: чудо-юдо в загнутых по колено брюках и огромной куртке, из рукавов которой торчали только пальцы. Главное — это моя собственная школьная форма!
Дома мама подшила брюки, заложила складки на рукавах и пошел я в школу вполне приличным первоклассником.
Форма прослужила верой и правдой до конца учебного года. Мама периодически распускала подгибку на брюках, удлиняя их. В августе, когда готовились к школе, мне покупали новую форму, потому что из старой я вырастал.
Если в первом классе в своей форме я выглядел, как Филипок, по в третьем я был почти как денди.
Никто не замечал такие мелочи. Другое дело девчонки. Они умудрялись из невзрачных коричневых или черных платьев делать что-то модное. Моя сестра шила белые воротнички и манжеты с кружевами и оборками. Каждый воскресный вечер пришивала их и шла в школу опрятной девочкой-отличницей.
Не правильно считать, что все школьники СССР были как штампованные. Белые и черные передники кроились и украшались по-разному, поэтому и выглядели не одинаково. Вот где можно было проявить фантазию. Мальчишкам было проще — под куртку можно было надевать цветные рубашки.
Классные руководители следили, чтобы дети ходили в форме. В старших классах на какие только ухищрения не шли: мама постирала форму — она не успела высохнуть, порвалась, села при стирке, украли с веревки. Но эти фокусы прокатывали только один раз, на следующий день — до занятий допускали только в школьной форме.
Конечно же старшеклассники роптали, но, порядок — есть порядок. Зато сейчас рассматривая старые школьные фотографии вижу, лица, а не модели одежды тех лет.
Моя старшая дочь застала школьную форму. Жена в ателье заказала для нее коричневое платье с плиссированной юбкой, фартуки с вышивкой. Потом форму отменили и началась настоящая вакханалия: от ультрамини до максидекольте. Девицы в откровенных нарядах никак не соответствовали образу девочек-школьниц.
Сейчас в каждой гимназии разработана своя школьная одежда, она наряднее и современнее нашей советской.
Я — за такую форму. Дресс-код в школе, как в любом солидном учреждении должен быть. Или я ошибаюсь, а единая форма — уничтожает индивидуальность личности?