Дети часто испытывают трудности с пересказом текстов. И это проблема, которая нам, взрослым, кажется пустяковой, достаточно сказать ребенку: "Прочитай еще раз внимательнее". Однако это не исправит ситуацию. Проблему пересказов мы недооцениваем.
Пересказ почитанного — это навык, который нельзя приобрести за один день и бесконечным перечитыванием одного и того же. .
Пересказать - означает воспроизвести текст, который вы читали, своими словами. Здесь главное следовать логике изложения и не упускать основные моменты, чтобы полностью передать картину текста. Умение рассказывать и пересказывать можно считать основными навыками школьника. Это поможет хорошо писать изложения, сдавать экзамены и, конечно же, общаться и свободно излагать свои мысли.
Выясняем причину проблемы. Основной причиной затруднений является обычно непонимание текста. Ребенок пытается читать без ошибок и быстро, но не понимает смысла. При этом чтение становится автоматическим. Важно подключатся к осмысленному чтению.
Главное - это способность ребенка концентрироваться и объем словарного запаса. Если ругать его за неумение пересказывать, это может привести к потере мотивации и отказу от выполнения задания.
Чтобы научиться пересказывать сразу после первого прочтения
Учимся работать с текстом. Для этого разделите текст на абзацы или части по смыслу и дайте каждой части краткое название (ключевое слово). Ключевое слово может быть любым. Главное, чтобы ребенок его запомнил. Ему потом будет легче восстановить содержимое всего фрагмента абзаца.
1. Учимся составлять план. Первое время можно записывать его в черновик, называть его планом совсем необязательно. Просто записываем какое-нибудь ключевое слово или фразу для одного абзаца. В этой фразе содержится смысл всей части в целом. Для другого абзаца также записываем ключевую фразу через запятую после первой фразы. И такую работу проделываем со всем текстом. Это учит ребенка видеть в учебнике главное. Потом по этим фразам ребенок будет пересказывать текст. Сначала план он будет записывать сразу по ходу прочтения, а после нескольких тренировок отпадет необходимость в записи. Мозг уже сам при прочтении будет видеть в абзаце главную мысль и потом ее воспроизводить при пересказе.
2. Для лучшего запоминания нарисуйте для каждой части значок или небольшое схематическое изображение. Затем посмотрите на образы, которые вы нарисовали и перескажите текст. В дальнейшем вам больше не нужно будет рисовать их на бумаге, все можно сделать в голове. Образы будут "запечатываться" в сознании при прочтении, а потом при пересказе их легко можно вспомнить.
Все, ваш пересказ на пятерку сразу после первого прочтения готов. А теперь попробуйте повторить текст своими словами.