Боевые действия в 1941 г. были на редкость разносторонним и охватывали гигантские пространства, от Заполярья до Черного моря. Условия вооруженной борьбы вермахта и Красной армии менялись от глухих лесов до бескрайних степей. Особое место в этом ряду занимают сражения, разыгравшиеся за Полярным кругом и в Карелии. При всей своей относительной камерности и задействовании незначительных по масштабам Смоленского сражения или Киевского «котла» сил, успехи и неудачи там, в Заполярье, напрямую влияли на поставки по ленд-лизу. Северные конвои были самым быстрым путем доставки грузов из США и Великобритании в СССР.
Но не ленд-лиз как таковой был первопричиной внимания к этой теме. Исследовательский интерес подогревался тем фактом, что именно на север отправилась 1-я танковая дивизия 1-го механизированного корпуса, причем в последние дни перед роковой датой 22 июня 1941 г. Чтобы было понятнее: 1-й мк это механизированный корпус, один из восьми сформированных еще в 1940 г. и получивших в приемлемых объемах вспомогательную технику. Только соединения этих корпусов могли с оговорками называться «подвижными» т.к. имели автомашины для мотострелков, горючего и боеприпасов. Изъятие из 1-го МК и отправка 1-й тд на север означала фактически оголение Ленинградского направления. Под Островом 1-й мехкорпус вступил в бой в начале июля 1941 г. в неполном составе, что способствовало его неудачам в боях с 4-й танковой группой.
При этом 1-я тд под командованием Героя Советского Союза генерал-майора В.И. Баранова отправляется в малоподходящий для танков край. В одном из советских отчетов местность на Кандалакшском направлении оценивалась как сильно пересеченная лесисто-болотистая. Грунт на различных участках песчаный, каменистый и болотистый. Однако, в отличие от других направлений в Заполярье, крутых спусков и подъемов здесь не было, что несколько облегчало использование танков, но не более того. Позднее в отчете 1-го танкового полка 1-й тд были написаны такие слова в отношении условий местности:
«обыкновенный участок финского театра со всеми его особенностями, исключающими маневренность танков даже в составе взвода».(1)
Следует особо подчеркнуть, что отправка 1-й танковой дивизии на кандалакшское направление не была спонтанным решением. По предвоенному плану прикрытия государственной границы Ленинградского военного округа дивизия включалась в район прикрытия № 1 (14-я армия, командующий генерал-лейтенант В.А. Фролов).
Конкретная задача 1-й тд не уточнялась, но задачей 14-й армии в целом было прикрытие Кировской железной дороги. По мере осознания угрозы германского нападения в округах принимались меры, ускоряющие ввод в действие планов прикрытия. В рамках этих мероприятий 1-я танковая дивизия перевозилась из города Пскова в район Алакуртти на Кандалакшское направление. Приказ на погрузку поступает 17 июня 1941 г. 1-й танковый полк Героя Советского Союза полковника Д.Д. Погодина с 21 июня по 23 июня девятью эшелонами перевозился в Алакуртти, дивизия в целом сосредотачивалась до 28 июня 1941 г.