Помните, в «Служебном романе» в кабинет к директору бесцеремонно ворвалась толпа служащих и начали сверять инвентаризационные номера имущества с описью. Это был процесс инвентаризации. Так ли она проходит в современных реалиях?
Что такое инвентаризация
Проще говоря, инвентаризация — это проверка активов на конец года или отчетного периода.
Установлена она в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». А точнее — в статье 11 «Инвентаризация активов и обязательств». По закону, это сверка учетных данных с фактическими.
Как именно проводится эта процедура, указано в федеральных стандартах — ПБУ, ФСБУ и других документах, утвержденных Минфином.
Виды инвентаризации
Чтобы запланировать ревизию в учреждении, нужно знать, что есть несколько ее видов. Какой конкретно вид выбрать, зависит от разных обстоятельств и признаков:
- по объему проверки: полная или частичная;
- по методу проверки: натуральная или документальная;
- по причине проведения: плановая или внеплановая.
Думаю, пояснять, какой вид что означает, не нужно. Названия говорят сами за себя и вполне понятны.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы без ошибок провести и оформить инвентаризацию. При переходе по ссылке сразу получите бесплатный доступ на 2 дня ко всей системе.
Кто и когда проводит
Законодательство предполагает, что инвентаризацию должны проводить все организации, ведущие бухгалтерский учет, независимо от способа налогообложения и вида деятельности.
Тем не менее, если процедуру сверки не проводить, никто за это не накажет.
Правда, если организация допустит грубые ошибки в бухгалтерской отчетности, что велик риск попасть на штрафы. А ошибки могут возникнуть из-за отсутствия ревизии. Да и самому руководителю хотелось бы знать, каким имуществом он владеет, и контролировать его фактическое наличие. Сверка показывает и степень сохранности имущества.
Проводить сверку желательно хотя бы раз в год. Удобнее всего — в конце отчетного года, там сразу видно, что списано, что в наличии, что повреждено.
Да и законодательство настоятельно рекомендует проверять имущество перед составлением годового бухгалтерского отчета:
- пункты 26 и 27 раздела II «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (утвержден Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н);
- пункт 38 раздела VII ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;
- пункт 1.5 раздела 1 «Методических указаний» (утверждены Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49).
Проводить ревизию основных средств и библиотечных фондов можно и реже:
- основные средства — раз в три года;
- библиотечные фонды — раз в пять лет.
Сроки проведения сверки определяет организация самостоятельно и прописывает их в соответствующем приказе.
На сайте подробно по шагам рассказали, как проводить инвентаризацию. Используйте эти инструкции бесплатно. Там же сможете скачать образцы документов, которые нужно оформить.