Найти тему
Лучшие материалы ppt.ru

Объясняем за 2 минуты: что такое инвентаризация и как ее проводить

Помните, в «Служебном романе» в кабинет к директору бесцеремонно ворвалась толпа служащих и начали сверять инвентаризационные номера имущества с описью. Это был процесс инвентаризации. Так ли она проходит в современных реалиях?

Что такое инвентаризация

Проще говоря, инвентаризация — это проверка активов на конец года или отчетного периода.

Установлена она в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». А точнее — в статье 11 «Инвентаризация активов и обязательств». По закону, это сверка учетных данных с фактическими.

Как именно проводится эта процедура, указано в федеральных стандартах — ПБУ, ФСБУ и других документах, утвержденных Минфином.

Виды инвентаризации

Чтобы запланировать ревизию в учреждении, нужно знать, что есть несколько ее видов. Какой конкретно вид выбрать, зависит от разных обстоятельств и признаков:

  • по объему проверки: полная или частичная;
  • по методу проверки: натуральная или документальная;
  • по причине проведения: плановая или внеплановая.

Думаю, пояснять, какой вид что означает, не нужно. Названия говорят сами за себя и вполне понятны.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы без ошибок провести и оформить инвентаризацию. При переходе по ссылке сразу получите бесплатный доступ на 2 дня ко всей системе.

Кто и когда проводит

Законодательство предполагает, что инвентаризацию должны проводить все организации, ведущие бухгалтерский учет, независимо от способа налогообложения и вида деятельности.

Тем не менее, если процедуру сверки не проводить, никто за это не накажет.

Правда, если организация допустит грубые ошибки в бухгалтерской отчетности, что велик риск попасть на штрафы. А ошибки могут возникнуть из-за отсутствия ревизии. Да и самому руководителю хотелось бы знать, каким имуществом он владеет, и контролировать его фактическое наличие. Сверка показывает и степень сохранности имущества.

Проводить сверку желательно хотя бы раз в год. Удобнее всего — в конце отчетного года, там сразу видно, что списано, что в наличии, что повреждено.

Да и законодательство настоятельно рекомендует проверять имущество перед составлением годового бухгалтерского отчета:

  • пункты 26 и 27 раздела II «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» (утвержден Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н);
  • пункт 38 раздела VII ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;
  • пункт 1.5 раздела 1 «Методических указаний» (утверждены Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49).

Проводить ревизию основных средств и библиотечных фондов можно и реже:

  • основные средства — раз в три года;
  • библиотечные фонды — раз в пять лет.

Сроки проведения сверки определяет организация самостоятельно и прописывает их в соответствующем приказе.

На сайте подробно по шагам рассказали, как проводить инвентаризацию. Используйте эти инструкции бесплатно. Там же сможете скачать образцы документов, которые нужно оформить.