По окончании Великой Отечественной войны, майор Василий Серёгин продолжил летную службу в должности штурмана родной ему — 303-й истребительной авиационной дивизии.
Василий Георгиевич успешно освоил, поступивший в строевые части советских Военно-Воздушных Сил, реактивный истребитель МиГ-15, за что был награжден еще одним орденом Красного Знамени и, как мы уже знаем, был участником воздушной части парада 1947 года в столице Советского Союза, городе-герое Москве. А в 1948 году за боевые достижения во время Великой Отечественной войны стал Героем Советского Союза.
А военная судьба готовила ему новые испытания.
И снова он участник воздушных боев. Теперь в Корее
История советской боевой авиации знает несколько эпизодов участия летчиков в войнах, которые велись на территории дружественных Советскому Союзу стран и воевали они под их флагами. Что ни в коей мере не умаляет ни их заслуг, ни их подвигов. Так, в годы, предшествующие Великой Отечественной войне, наши летчики-добровольцы воевали в Испании и в Китае, а после окончания Второй мировой войны принимали участие в войне в Корее. Именно там впервые в бою встретились не поршневые, а совершенно новые, реактивные истребители и произошло это 1 ноября 1950 года, когда советские истребители МиГ-15 столкнулись в воздушном бою с американскими Р-51 «Мустанг» и F-80 «Шутинг стар».
Все советские авиачасти, принимавшие участие в Корейской войне, были сведены в специально сформированный 64-й истребительный авиационный корпус и первоначально советских летчиков не планировалось привлекать к боевым операциям над территорией Северной Кореи: в начале 1950 года они отправились в Китай, чтобы прикрывать с воздуха район китайского Шанхая. Но быстрое продвижение южнокорейских войск и начавшиеся налеты американских бомбардировщиков на китайские аэродромы вынудили советское командование дать «добро» на непосредственное участие наших летчиков в боевых действиях в небе Кореи. При этом летчикам было запрещено перелетать демаркационную линию на 38-й параллели и вступать в бои над Желтым морем, чтобы исключить риск попадания в плен. Кстати, воевали советские летчики на своих, советских МиГ-15, но имевших символику северокорейских ВВС, и при этом в китайской форме и с китайскими документами.
В составе 64-го ИАК с февраля 1951 года по февраль 1952 года в небе Корее воевали две авиадивизии и один отдельный авиаполк, это: 303-я и 324-я ИАП, а также 351-й ночной отдельный ИАП. Именно лётчикам этих двух авиадивизий советских ВВС удалось добиться наибольших результатов в небе этой войны. В итоге 40 наших лучших летчиков за этот период Корейской войны сбили 351 самолет противника (самолетов США) и это самый лучший результат среди авиачастей 64-го ИАК за весь период войны в Корее. Закономерно, что самое большое число награждённых и удостоенных звания Героя Советского Союза приходится именно на данный период войны, так в 324-й ИАД Героями Советского Союза стали 6 летчиков, из них один посмертно, а в 303-й авиадивизии — 12 летчиков. И подчеркну, что абсолютное большинство их —это участники и герои Великой Отечественной войны!
Увеличил счет сбитых самолетов противника и штурман 303-й авиадивизии подполковник Василий Серёгин. И неизвестно как бы сложилась боевая биография Героя Советского Союза летчика Серёгина в небе Кореи, если бы не такой случай.
Именно ему, учитывая его боевой опыт и высокое пилотажное мастерство реактивного МиГ-15, доверили испытать в боевой обстановке модернизированный МиГ-15 бис. Очевидцы вспоминали, что Серёгин взлетев, набрал предельные 11 тысяч метров, затем снизился почти до самой земли и на бреющем полете, преодолевая все средства ПВО американцев, долетел до Сеула Здесь он обнаружил аэродром, на котором вокруг новейших американских истребителей «Сейбр» суетились техники, готовились к взлету американские летчики. И Серёгин нанес удар по аэродрому…
За нарушения приказа о не пересечении 38-й параллели Серёгина отстранили от полетов и с понижением в должности назначили на командный пункт дивизии. Таковы реалии большой политики…
А ведь очень справедливы слова, произнесенные летчиком- участником Великой Отечественной войны, удостоенного звания Героя Советского Союза за победы в небе Кореи, генерал-майора авиации Сергея Макаровича Крамаренко:
«В «неизвестной войне» в Корее столкнулись государственные интересы СССР и США, уже после второй мировой войны. И не получи они (США. — Прим.) по «сопатке», неизвестно, применили бы американцы атомное оружие еще раз, только уже на территории нашей страны. Поняли, что мы порох держим сухим, не посмели!»
И еще один момент о памяти погибших наших воинов, и в частности летчиков, в той Корейской войне. Большинство из них похоронены не в родной земле. а на русском кладбище китайского города Люйшунь (ранее русский Порт-Артур!) Их могилы узнаваемы по белым самолетикам над надгробиями, человеческое спасибо китайским товарищам!
Кстати, для белорусских читателей: там же покоится и прах уроженца деревни Вязовница Осиповичского района Могилевской области Беларуси гвардии старшего лейтенанта Евгения Михайловича Стельмаха, удостоенного за Корейскую войну звания Героя Советского Союза.
Пока мы помним, они живут
Вернувшись в Советский Союз, Василий Серёгин продолжал служить и летать в белорусском небе, он был восстановлен в должности, удостаивался государственных наград. В воинском звании полковника героический летчик уволился в запас в 1958 году и поселился в областном центре, полюбившейся ему Гомельщины. Василий Георгиевич работал в областном тресте «Текстильшвейобувьторг», активно участвовал общественной жизни региона, был одним из создателей Гомельского центра военно-патриотического воспитания молодежи.
Но жизнь продолжала испытывать его, судьба нанесла ему такие удары, которых не выдержало его сердце…
Сын Валерий, проходивший офицерскую службу в милиции, умер от тяжелой болезни, полученной им во время участия в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, ему было лишь 46 лет., а внук Эдуард, сержант милиции, в свои всего 24 года, погиб во время задержания вооруженного преступника…
В честь Героя Советского Союза Василия Георгиевича Серёгина названа школа в родном его селе.
В 2015 году решением Гомельского горисполкома улица в Гомеле получила имя Василия Серёгина, а на доме, где он жил (г. Гомель, ул. Портова, 8б) установлена мемориальная доска.
В честь 100-летия со дня рождения В. Г. Серёгина ветеранская организация полка, в котором он воевал, выпустила памятную медаль «Капитан Татьяна».
И еще, уважаемые читатели, не желая завершать свой рассказ о человеке, вписавшем свою именную строку в историю Великой Отечественной войны, на саднящей душу трагедии семьи Василия Георгиевича Серёгина, верну ваше внимание к ставшей крылатой фразе из художественного кинофильма о советских летчиках «В бой идут одни «старики»:
«Кто сказал, что надо бросить песни на войне? после боя сердце просит музыки вдвойне!»
Василий Серёгин также, как герои в фильме, был увлечен музыкой, достаточно хорошо играл на гармонике и пел, особенно часто песню о девушке Татьяне:
…Разлучились ночью туманной.
Уводила в бой меня звезда.
Распрощались с Танею, Татьяной —
Не забыть ее мне никогда…
Эта песня объединяла советских и французских летчиков, воевавших против общего врага, и стала как бы своеобразной визитной карточкой полка «Нормандия — Неман».
Живой и вечной памяти Герою Советского Союза полковнику Серёгину Василию Георгиевичу —героическому летчику Великой Отечественной войны — «Капитану Татьяна»!
Автор: Владимир Касьянов