На рубеже XVI- XVII веков Европа переходила из позднего средневековья в Новое время. Повсеместно усиливалась роль правителей в международной политике, а авторитет церкви постепенно падал. Одну из первых скрипок в понижении престижа престола Святого Петра сыграло реформаторское движение. Началом ему послужили 95 тезисов, направленные епископу Бранденбургскому Мартином Лютером 31 октября 1517 года, в которых осуждалось стяжательство церковных чинов, а так же оспаривалась святость престола Святого Петра.
Римский понтифик Лев X, остро нуждавшийся в финансовых вливаниях в бюджет папства на тот момент, учредил повсеместную продажу индульгенций и кардинальских шапок, делая главным мерилом веры у людей толщину кошелька. Новое молодежное реформаторское движение выступала за то, что в церковных делах не нужна помпезность, необходимо превратить церковь не в аппарат для обогащения, а в настоящий духовный институт(как много реформаторов приходят с такими замечательными тезисами, не правда ли?). Так же, Мартин Лютер оспаривал священную природу индульгенций и самого наместника Бога на земле.
Папские буллы Лютер подвергал сомнению, формируя принцип Sola Scriptura (самым авторитетным источником при определении истинности церковного предания являлось священное писание). Реформатор предлагал лишить церковь богатых убранств и земель, отдав их суверенам, которые смогут использовать их на благо своего народа. Естественно, все понимали, что ни о каком населении речь не идет, в самом лучшем случае, деньгами суверены воспользуются для постройки новых дворцов, в худшем – наберут армии и будут играть в войнушку.
Естественно, некоторые германские князья, видя личную выгоду в мировоззрении Лютера, активно поддержали его, приняв протестантизм и присвоив большую часть епископств в своих княжествах. Вызов папе был брошен, через три года Лев X ответил Лютеру отлучением от церкви и новой буллой, осуждавшей протестантов и призывающих их одуматься. Но, как уже было написано выше, буллы Лютер использовал по прямому их назначению, поэтому особо не расстроился.
Несмотря на религиозные предрассудки, протестантизм был полезен многим, и лишь самые фанатичные приверженцы католической веры отказались от хайпанувшего вероучения. Главы государств, мощь которых держалась на набожности их подданных, а так же хороших отношениях с понтификом, стали непримиримыми врагами реформации. Всерьез даже обсуждалась возможность крестового похода на земли отступников (ну а что, Константинополь захватывали, на катаров войной ходили, чего бы и протестантов не прижать? Никакой это не Friendly fire, а Deus vult!). Одной из ярых поборников католицизма была австрийская ветвь семейства Габсбургов, члены которой на протяжении нескольких веков избирались императорами Священной Римской Империи.
Говоря о Священной Римской Империи, стоит заметить, что государство основанное Оттоном I Великим было очень разнородным. В отличии от Англии и Франции, империя не смогла приобрести характер национального государства, в ее состав к концу XVI века входили княжества, вольные города, курфюршества, небольшие аббатства. Внутренние раздоры в империи приобрели регулярный характер, но стоило появиться врагу извне, как все вассалы римского императора объединялись против интервента и давали ему отпор (так было, конечно не всегда, за подробностями отсылаю вас к статье на канале, посвященной Священной Римской империи). К концу XVI века после неудачи Карла V создать европейского гегемона, соединив испанскую и австрийскую корону, протестантская партия приобрела значительный вес и даже отстояла свои права на земли. Протестанты добились заключения Аугсбургского религиозного договора, в империи установился принцип «Чья страна, того и вера».
Данный мир практически уравнял в правах две противоборствующих ветви одной религии. На несколько десятков лет под покровительством веротерпимых императоров Фердинанда I и Максимилиана II, в империи, наконец, начал воцаряться мир. И вроде как, шатко-валко, все князья уживались в одной коммуналке, но, как известно из популярной русской народной сказки «Теремок», всегда придет медведь, который все раскурочит. Медведями стали два императора: Рудольф II и Матвей (коронованный как Маттиас).
Два брата-акробата были ярыми католиками. Свою предвыборную кампанию они строили на жестком искоренении протестантизма в империи. Повсеместно ущемляя права противников католичества, а так же жестоко подавляя зачатки автономности в субъектах империи, братья настроили против себя некоторых курфюрстов и большую часть германских дворян, что грозило большими проблемами при избрании нового императора.
Несмотря на утверждение семейства Габсбургов на троне, Священная Римская империя все-таки была выборной монархией. Империя обладала советом курфюрстов, за которым закреплялось право, начиная с XII века избирать императора. В совет курфюрстов входило 7 влиятельных князей империи это – архиепископы Майнца, Трира, Кельна, герцог Саксонии, маркграф Бранденбурга, пфальцграф Рейнский и король Богемии. Последним курфюрстом, как правило, становились сами императоры, носившие титул короля Богемии (Чехии), что гарантировало им один голос из семи во время выбора преемника. Таким образом, чтобы удержать на императорском троне своих детей/кумов/шуринов/свояков/деверей, достаточно было уговорами, угрозами или обещаниями заручиться поддержкой трех курфюрстов, так как четвертым голосом обладает сам император.
Право на голос было отнято у императора во время Богемского восстания 1618 года. Тогда, чешские аристократы-протестанты, доведенные до отчаяния ущемлением своих прав и рекатолизацией населения. Именно начало этого восстания и принято считать точкой отсчета Тридцатилетней войны. У императора не было выбора, он должен был защитить права своего преемника - эрцгерцога Штирийского Фердинанда Габсбурга на трон Священной Римской империи и отвоевать королевство Богемию.
Начало Тридцатилетней войны описано в следующей публикации.
Благодарю вас за прочтение статьи. Если хотя бы разок-другой улыбнулись в процессе, обязательно подписывайтесь на канал, здесь вас ждет много интересных нескучных историй!