Часть 25
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15 Часть 16 Часть 17 Часть 18 Часть 19 Часть 20 Часть 21 Часть 22 Часть 23 Часть 24
В 1961 году Юрий Гагарин полетел в космос... Скорее всего тогда и переименовали улицу Торговую в Гагарина. А в 1962 неподалёку родилась великолепная я... Большая часть жизни в родном городе прошла в районе пересечения улиц Гагарина и Октябрьской. Хочу немного коснуться жизни и быта 60-70-х. Примерно так было у большинства жителей нашего городка, на те времена не очень расставшегося с сельским укладом. Жаль, что в голову не пришло запечатлеть мгновения, большинство иллюстраций с просторов интернета.
В этом доме "на квартире" прошло 16 лет моего бытия. Выглядел он, естественно, иначе. Бревенчатый дом, обшитый тесом принадлежал семье бабушкиной двоюродной сестры. Родители арендовали часть дома с отдельным входом. Всю жилую часть, площадью метров 12-14, на 2 половины делила печка. В комнате окнами в сад вдоль всех стен стояла мебель – детская кроватка, металличекая кровать родителей (спали тогда на перине, каждый вечер её надо взбивать, то еще удовольствие), комод с телевизором, письменный стол, книжный шкаф, шифоньер. Между брёвнами стен и обоями иногда шебуршались мыши. Вторая половина - маленькая кухня с печкой-щведкой, обеденный стол у окна, буфет, умывальник. Перед основным тёплым жилищем пристоены "сени", отделена небольшая летняя комнатка, с другой стороны газовая плита, кухонный стол-тумба. В сени вело высокое крыльцо.
Хозяева, д.Саша и б.Саша, выделили небольшой сарай для дров и инструментов, участок земли, на котором мама выращивала всего по-немногу, включая те самые знаменитые и непревзойденные помидоры. Нехарактерно для тех времен, дом стоял в глубине участка. Вдоль границы, между забором и тропинкой, на узкой полоске мама же всегда сажала цветы - георгины, гладиолусы, ранней весной зацветали нарцисы и тюльпаны. Д.Саня, в прошлом столяр краснодеревщик, поставил под липой столик со скамейкой, то там, то сям выглядывали из цветов деревянные грибы, а перед домом для украшения стоял небольшой колодец из сказки (как скульптура).
Мой письменный стол располагался у окна. Сад – он красивый в любое время года, прямо перед глазами росла любимая яблоня, не знаю, как правильно называется сорт, для меня "Коричневый". Давно не встречала этот незабытый вкус яблок. Отопление, как наверное понятно, было печным. Кто-то топил углём, мы дровами. Дрова привозили бревнами, мама с папой пилили их двуручной пилой на "кОзлах", потом отец колол и все вместе убирали в сарай. Много где побывав в России, встречала фигурно сложенные поленницы, в Сасово таких не помню. Как результат, умею пилить и колоть дрова, а растопка печки долгое время была моей обязанностью – из школы приходила раньше, чем родители с работы.
Водопровода в доме и на участке не было. Воду брали из колонки. Наша стояла метрах в 150-200. Мужчины носили воду ведрами просто в руках, женщины - с помощью коромысла. Потом придумали делать "тачки" из металла – такая конструкция на больших колесах, в которую вставлялась алюминевая фляга, это уже 40-50 литров без особой тяжести. Зимой ведра ставили на санки, "салазки" тогда называли.
Мыться ходили в баню, мы на Советскую ул. Но это не значит, что все были замарашками. Рукомойник на улице – летний вариант, в доме стоял умывальник-мойдодыр. У д.Сани папа научился делать мебель, комод в комнате, буфет и умывальник на кухне были собственноручными. Картинки так и стоят у меня перед глазами. Как жаль, что не оцифровать... Неудобства в форме будочки на улице, особенно весело зимой. Но все это не казалось неудобным.
У большинства, конечно, был свой дом. В бабушкином аж 3 комнаты. Кухня с русской печью, приготовленное в ней имеет особенный вкус. Бабушка была мастерица по пирожкам, а гороховую кашу из печи и вовсе больше не встречала. У нас с сестрой на печи был "дом" – играли там, частенько и спали тоже. В 70-х пошла мода на водяное отопление, печь сломали. Столовая или гостинная с обеденным столом, здесь же была этажерка с книгами, бабушка читала запоем. Перегородкой отделена небольшая комнатка-спальня. Зал с иконами в красном углу. Здесь так же перегородками с уже отопительной печкой посередине, отделены две спальни. Бывало, ночуем с сестрой у бабушки, она на ночь рассказывает сказки или истории. Постепенно речь замедляется, засыпает... мы кричим: "Ба! А дальше?". Диктофонов, увы, не было, а жаль...
Питались скромно. Не потому что голодали, нет, просто не придавали этому большого значения. В магазинах "не было ничего, в холодильниках было все". Колбасные поезда в Москву только одна сторона медали. У всех был "огород", кто-то держал скотину и птицу, на воскресном базаре купить можно было всё. Жареная картошка с квашеной капустой, солеными огурцами, помидорами или грибами считалась нормальным ужином. Зато и не помню, чтобы в Сасово было много полных. Для меня праздником было, когда отец, он часто ездил в Москву в командировки, привозил мандарины и апельсины. Черная икра, её в столице купить было легко, и стоила не заоблачно, мне не нравилась категорически.
Одевались можно сказать индивидуально. Было в городе ателье индпошива (сейчас гостиница Транзит и ресторан Охотник, позже построили еще одно, у базара), популярностью пользовались портнихи. Пока была маленькой, шили мне одежду бабушка и мама, потом ходили куда-то на Новикова-Прибоя к мастерице. Что-то конечно и покупали. В школьные годы основной была форма. С обувью все обстояло сложнее, но не помню неудобной у себя. "Через завмаг, через директо магазин, через заднее кирильцо...", а в основном через очереди в Москве удавалось купить хорошую обувь. В 90-х понравились мне как-то туфли, и крайне удивило, что они не из кожи – неужели обувь бывает некожанная...
В 60-х по соседству, на улице Гагарина построили двухэтажный дом 33. Сейчас сказали бы – элитный. Барковские, Курашовы, позже Пригожаевы... учителя, инженеры, в большинстве интеллигенция. В доме было много детей (совсем не элитных независимо от родителей), компания ровестников оказалась немаленькой. Телевизоры уже стали нередкостью, но один канал, компьютеров не было, "пропадали пропадом мы во дворах". Постоянно чем-то были заняты, всех игр даже и не вспомню – "Море волнуется раз...", "На златом крыльце сидели...", прятки, догонялки, классики, казаки-разбойники. Жильцы очень дружные. Зачастую вместе отмечали праздники – на площадке 2 этажа накрывали стол, встречали Деда Мороза.
Дом был, естественно, с отоплением, водопроводом и канализацией. Горячую воду обеспечивали титаны, вот эти сараи, для дров и не только, начинались (или заканчивались) гаражом, насколько помню, Курашова. Котельная на угле стояла немного поотдаль, рядом с ней зимой делали горку – шлак засыпали снегом и заливали водой.
Дальше шли качели, песочница, стол со скамьями под крышей. Вечером после работы за этим столом играли в домино или карты, а днем его оккупировали дети. Мы составляли песенники, целые 4 общие тетради не поднимается рука выбросить... делали дневники пожеланий... шили на кукол.. вязали... и просто болтали обо всем.
Зимой что-то лепили из снега, катались с горки, катались на лыжах и коньках. Последнее мне нравилось больше всего. А когда мама привезла из Ленинграда фигурные коньки восторгам не было предела. Бывало, ходили на стадион на Типанова, где заливали каток, но чаще просто по улице Гагарина.
Улица для нас имела границы от Типанова до Ленина. Напротив больницы на углу стоял деревянный дом с большими панорамными окнами. Наверное, на фото его уже нет, или память подводит. В этом доме жила пожилая дама, как говорили, "со странностями". Она собирала бездомных кошек. Тетя была свидетелем как приятельница заходила к даме в гости через окно. Называли её Куколкой, вроде бы она была из барской семьи, вроде бы работала учительницей. Ни имени, ни фамилии, спросить уже некого, возможно, кто-то знает кем была эта женщина?
На углу с ул.Сидорова (это сейчас, как называлась, не помню) жили брат и сестра Калошины, они тогда казались старыми, хотя, думаю, не старше 50 лет. Иногда ругали нас за шумные игры. Напротив – одноклассник. Мы почти все учились в одной школе, по несколько человек в одном классе. В конце улицы располагался Лесхоз.
Фамилию хозяев этого дома (угол с Малышева) не помню. Башенка завораживала и вызывала зависть. Следом бабушкина подружка, т.Дуся, фамилия снова стерлась. Напротив – Косинские, семья священника.
Потом бабушка с дедушкой. У нас была кошка Мухрыся, она диффилировала к ним в гости и обратно. Ну, а уж мне-то и сам бог велел. Все люди вокруг когда-то были знакомы – Веденькины, Горожанкины (т.Тося часто приходила к бабушке, мы нередко к ней), Поповы... Остался ли хоть кто-то, не могу сказать... Наискосок от бабушкиного дома была какая-то связанная с молоком организация. В прошлом...
У Малинова есть фраза "хорошеет улица Гагарина". Даже затрудняюсь сказать, в каком месте. Впрочем, это наверное про время, когда она была заасфальтирована. По смутным намекам на дороге можно догадаться о былой хорошести. Только вот мы ходили по тротуару, от которого теперь не осталось даже намёков.
Перед школой стояла машинно-счетная станция, похоже, тоже купеческий дом, вот чей... следом Газовое хозяйство...
В этом доме жила одноклассница и подружка в начальной школе, не раз бывала у нее в гостях, а чьей собственностью он был до революции, с очевидной лавкой?
Наконец, Когиз и хлебный справа, столовая №2 слева. Ее называли инвалидской, не знаю почему, перед столовой летом ставили лоток с соками и газированной водой... 3 коп с сиропом, 1 коп без... На втором этаже было фотоателье и похоронная контора (или путаю?). Осталась картинка...