В принципе эффективное обучение «чему-либо» строится на трех «слонах»:
1. Теория дает знания об этом «что-либо» хотя бы в форме представлений, а лучше, если системные знания – понятия, структуры, отношения (зависимости, принципы), функции и процессы, закономерности: «Я знаю – что это, как оно устроено, как связано с другим, что и как делает, как изменяется».
2. Практика обучает технологии, методам, способам и приемам работы в этом «что-либо», формирует умения и навыки: «Я умею это делать, владею технологией работы вплоть до мелочей (деталей, тонкостей) и получаю нужный результат».
Как известно: «Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории бесполезна и пагубна» (математик IX в. Пафнутий Чебышев).
3. Собственные «приращения» теории и практики: «Я адаптирую (приспосабливаю) общеизвестные знания «под себя», формирую собственное понимание «чего-либо», изучаю действительность, пробую, экспериментирую, нарабатываю свои методы, способы, приемы (собственное «ноу-хау»).
Иначе говоря:
Первый «слон» – абстрактные знания и, соответственно, абстрактное мышление.
Второй «слон» – практические знания и, соответственно, конкретно-действенное (предметно-действенное) мышление.
Третий «слон» – эмпирические знания и – творческое (креативное) мышление.
Все мы знаем, что Земля держится на трех слонах и что будет, если одного, двух и (не дай Бог!) трех слонов не будет? Ничего хорошего…
Так и в обучении и развитии. Нет одного «слона» и все повалилось набок?
Кстати, а слоны стоят на черепахе. А что означает в этом контексте черепаха? И где она плывет? Куда – тоже непонятно… Наверное, это целеполагание? Черепаха медленно и уверенно движется к поставной цели развития через обучение и создание собственной системы знаний, формирование индивидуального интеллектуального капитала.
Ссылки на мои книги:
1. «Интеллект и информация: назначение, содержание, работа»
https://ridero.ru/books/intellekt_i_informaciya_naznachenie_soderzhanie_rabota/
2. Интеллектуальный капитал: содержание и формирование. Мини-пособие
https://ridero.ru/books/intellektualnyi_kapital_soderzhanie_i_formirovanie/
3. «Развивай интеллект восприятия! Твой помощник по совершенствованию»
https://ridero.ru/books/razvivai_intellekt_vospriyatiya/
4. «Развивай эмоциональный интеллект: наша жизнь – это эмоции! Расскажу, что и как»
https://ridero.ru/books/razvivai_emocionalnyi_intellekt_nasha_zhizn_eto_emocii/
5. «Мышление в системе интеллекта»
https://ridero.ru/books/myshlenie_v_sisteme_intellekta/
5. «Креативный интеллект (о творчестве и креативности)»
https://ridero.ru/books/kreativnyi_intellekt/
Прочту познавательные лекции в Казани:
1. «ИНТЕЛЛЕКТ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, НАЗНАЧЕНИЕ»
2. «ИНТЕЛЛЕКТ ВОСПРИЯТИЯ: СТРУКТУРА, ПРОЦЕСС, РАЗВИТИЕ»
3. «МЫШЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ ИНТЕЛЛЕКТА»
4. «МНОГОФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ»
5. «ТВОРЧЕСТВО И КРЕАТИВНОСТЬ»