На эту тему и в сети, и среди врачей, массажистов, тренеров много разногласий. Конечно, такая ситуация у родителей порождает или необоснованные переживания со страхами, или наоборот притупляет бдительность и упускается драгоценное время.
В прошлой статье (часть №1 этой темы) я пояснила:
- откуда возникают эти противоречия
- что должно являться ориентиром для адекватной диагностики
💯 ДА! Основным ориентиром являются досконально описанные исследователями чётко последовательные процессы, которые составляют 👇
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ / МОТОРНЫЙ ОНТОГЕНЕЗ
ребёнка раннего возраста (первые 2 этапа от 0до 3х лет)
Именно эти 2 этапа и являются точкой отсчёта и базой всех движений и положений тела (осанки) человека в ходе каждого дня его жизни.
В этой статье хочу познакомить вас с основными принципами онтогенеза, которые уже начнут наводить порядок в вашем понимании тех процессов, которые идут в теле вашего малыша.
✅ Здесь происходит "распаковка"
двигательной схемы и схемы тела, заложенных в ДНК каждого человека.
Происходит это под действием нервного импульса идущего от среднего мозга (лимбическая система):
- в определённое время в строго определённую мышцу или группу из них
- каждый нервный импульс в тело и каждое движение идут в чёткой последовательности и в определённых временных рамках
✅ Здесь задачей для мышц является:
- постепенно ПОДКЛЮЧИТЬСЯ к работе
- освоится с движением и собрать движения в группы
- а НЕ накачаться (зачем наращивать массу не верно подключенной мышцы?)
В ходе многократных повторений того или иного движения, действия:
- задача НЕ нарастить мышечную ткань (это автоматически произойдёт в ходе физиологичного движения)
- задача создать прочную нейронную связь, на которой и будут базироваться навык и осанка
🎯 Схема "включения" навыка
очень упрощённая для понимания каждым родителем:
- в строго определённый момент (записано в ДНК) средний мозг начинает посылать импульсы в определённую мышцу или их группу
- мышца начинает сокращаться, заставляя ребёнка произвести определённое действие
- ребёнку требуется некоторое время на осознание (прочувствование) того, что происходит у него в теле - здесь в двигательной коре головного мозга создаётся нейронная связь
- ребёнок начинает подчиняться импульсу и многократно повторять это движение - здесь нейронная связь начинает укрепляться и миелинизироваться (обрастать оболочкой)
- на базу этого, рождённого импульсом движения, средний мозг посылает следующий импульс, скажем так, более высокого уровня
- ребёнок использует уже освоенные движения и на их базе по вышеописанной цепочке создаёт новые и новые движения и нейронные связи в коре головного мозга
- далее функцию управления сформированными нейронными связями в двигательной коре г/мозга берут на себя мозжечок и базальные ганглии (есть ряд специальных методик по мозжечковой стимуляции и тренировке)
Осознанное движение отключает тонус
Следует ещё понимать и то, что:
- в момент включения и наработки осознанного движения (нейронная связь в коре сформировалась),
- отключаются импульсы, идущие от спинного мозга и подкорковых ядер, которые обеспечивали тонические рефлексы новорожденного.
🆘 Если движение сформировалось "криво", то и тонический рефлекс уходить не будет. Он будет работать вместо свободного движения или будет очень вписан в движение /навык: запрокидывания головы, странное ползание, тонус в ножках/ручках, пропуск навыка, хождение на носочках и т.п.
❗ Любая гипотоничная (слабая) или гипертоничная (гипертонус) мышца говорит нам о том, что она не верно подключилась.
- НЕ нужно её качать или расслаблять - это по меньшей мере очень малоэффективно, а бывает и сильно вредит.
- Её нужно ПЕРЕПОДКЛЮЧИТЬ, а не укреплять торс или ручки с ножками
Как переподключить мышцу?
С помощью методик и принципов обращения с ребёнком в быту, созданных исследователями моторного онтогенеза (ссылка в конце статьи)
❗ Здесь движения в упражнениях и в помощи ребёнку должны быть в согласии с двигательной схемой, прописанной в НС у каждого, а не со спортивной тренировкой.
🆘 Сбой в этой системе
на любом из этапов неминуемо создаст проблемы в формировании следующего двигательного и позотонического этапа (создание осанки).
Последовательность подключения мышц
очень упрощённая для понимания каждым родителем
👉 Сначала ПОДКЛЮЧАЮТСЯ антигравитационные мышцы (глубокие осевые), расположенные вдоль позвоночника и удерживают его. Они должны стабилизировать центр тела, основную ось (голова, позвоночник, таз). На всех этапах развития ребенка ось должна сохранять свою стабильность.
👉 Затем включаются мышцы ротаторы оси (вращатели).
👉 Потом уже включаются периферические мышцы торса, рук и ног. Формируются сначала короткие миофасциальные цепи, затем они соединяются в длинные.
👉 В заключении идёт формирование и фиксация углов в суставах в вертикальном положении.
И каждому из этих этапов и подэтапов (есть ещё и такие) соответствуют свои строго определённые движения.
Качество реализации движения говорит нам о правильности подключения той или иной мышцы и о качестве формировании нейронных связей.
Читайте, если не читали...
❓ Что может нарушить правильное/физиологичное подключение мышц?
✍ Пишите в КОМЕНТАРИЯХ "Хочу знать причины", я пойму, что тема интересна и опишу их для вас.
🤗 Приходите на очную ДИАГНОСТИК - сессию, где мы подробно изучим качество движения вашего ребёнка.
ЗДЕСЬ расписание ближайших
👩🏫 Записывайтесь на ОНЛАЙН консультацию или диагностику, где подробно разберу все особенности движения, расскажу о причинах нарушений и дам рекомендации по коррекции.