Найти тему

Главный ориентир для родителей в оценке моторного развития ребёнка.

Оглавление

На эту тему и в сети, и среди врачей, массажистов, тренеров много разногласий. Конечно, такая ситуация у родителей порождает или необоснованные переживания со страхами, или наоборот притупляет бдительность и упускается драгоценное время.

В прошлой статье (часть №1 этой темы) я пояснила:

  • откуда возникают эти противоречия
  • что должно являться ориентиром для адекватной диагностики
Нормы двигательного развития младенца. Почему так много разногласий среди специалистов и родителей?
Родитель сможет7 декабря 2022

💯 ДА! Основным ориентиром являются досконально описанные исследователями чётко последовательные процессы, которые составляют 👇

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ / МОТОРНЫЙ ОНТОГЕНЕЗ

ребёнка раннего возраста (первые 2 этапа от 0до 3х лет)

Именно эти 2 этапа и являются точкой отсчёта и базой всех движений и положений тела (осанки) человека в ходе каждого дня его жизни.

Добавьте описание
Добавьте описание
В этой статье хочу познакомить вас с основными принципами онтогенеза, которые уже начнут наводить порядок в вашем понимании тех процессов, которые идут в теле вашего малыша.

✅ Здесь происходит "распаковка"

двигательной схемы и схемы тела, заложенных в ДНК каждого человека.

Происходит это под действием нервного импульса идущего от среднего мозга (лимбическая система):

  • в определённое время в строго определённую мышцу или группу из них
  • каждый нервный импульс в тело и каждое движение идут в чёткой последовательности и в определённых временных рамках

Здесь задачей для мышц является:

  • постепенно ПОДКЛЮЧИТЬСЯ к работе
  • освоится с движением и собрать движения в группы
  • а НЕ накачаться (зачем наращивать массу не верно подключенной мышцы?)

В ходе многократных повторений того или иного движения, действия:

  • задача НЕ нарастить мышечную ткань (это автоматически произойдёт в ходе физиологичного движения)
  • задача создать прочную нейронную связь, на которой и будут базироваться навык и осанка

🎯 Схема "включения" навыка

очень упрощённая для понимания каждым родителем:

  • в строго определённый момент (записано в ДНК) средний мозг начинает посылать импульсы в определённую мышцу или их группу
  • мышца начинает сокращаться, заставляя ребёнка произвести определённое действие
  • ребёнку требуется некоторое время на осознание (прочувствование) того, что происходит у него в теле - здесь в двигательной коре головного мозга создаётся нейронная связь
  • ребёнок начинает подчиняться импульсу и многократно повторять это движение - здесь нейронная связь начинает укрепляться и миелинизироваться (обрастать оболочкой)
  • на базу этого, рождённого импульсом движения, средний мозг посылает следующий импульс, скажем так, более высокого уровня
  • ребёнок использует уже освоенные движения и на их базе по вышеописанной цепочке создаёт новые и новые движения и нейронные связи в коре головного мозга
  • далее функцию управления сформированными нейронными связями в двигательной коре г/мозга берут на себя мозжечок и базальные ганглии (есть ряд специальных методик по мозжечковой стимуляции и тренировке)
-3

Осознанное движение отключает тонус

Следует ещё понимать и то, что:

  • в момент включения и наработки осознанного движения (нейронная связь в коре сформировалась),
  • отключаются импульсы, идущие от спинного мозга и подкорковых ядер, которые обеспечивали тонические рефлексы новорожденного.

🆘 Если движение сформировалось "криво", то и тонический рефлекс уходить не будет. Он будет работать вместо свободного движения или будет очень вписан в движение /навык: запрокидывания головы, странное ползание, тонус в ножках/ручках, пропуск навыка, хождение на носочках и т.п.

❗ Любая гипотоничная (слабая) или гипертоничная (гипертонус) мышца говорит нам о том, что она не верно подключилась.

  • НЕ нужно её качать или расслаблять - это по меньшей мере очень малоэффективно, а бывает и сильно вредит.
  • Её нужно ПЕРЕПОДКЛЮЧИТЬ, а не укреплять торс или ручки с ножками

Как переподключить мышцу?

С помощью методик и принципов обращения с ребёнком в быту, созданных исследователями моторного онтогенеза (ссылка в конце статьи)

❗ Здесь движения в упражнениях и в помощи ребёнку должны быть в согласии с двигательной схемой, прописанной в НС у каждого, а не со спортивной тренировкой.

🆘 Сбой в этой системе

на любом из этапов неминуемо создаст проблемы в формировании следующего двигательного и позотонического этапа (создание осанки).

Последовательность подключения мышц

очень упрощённая для понимания каждым родителем

👉 Сначала ПОДКЛЮЧАЮТСЯ антигравитационные мышцы (глубокие осевые), расположенные вдоль позвоночника и удерживают его. Они должны стабилизировать центр тела, основную ось (голова, позвоночник, таз). На всех этапах развития ребенка ось должна сохранять свою стабильность.

👉 Затем включаются мышцы ротаторы оси (вращатели).

👉 Потом уже включаются периферические мышцы торса, рук и ног. Формируются сначала короткие миофасциальные цепи, затем они соединяются в длинные.

👉 В заключении идёт формирование и фиксация углов в суставах в вертикальном положении.

И каждому из этих этапов и подэтапов (есть ещё и такие) соответствуют свои строго определённые движения.
Качество реализации движения говорит нам о правильности подключения той или иной мышцы и о качестве формировании нейронных связей.

Читайте, если не читали...

Нормы двигательного развития младенца. Почему так много разногласий среди специалистов и родителей?
Родитель сможет7 декабря 2022

❓ Что может нарушить правильное/физиологичное подключение мышц?

✍ Пишите в КОМЕНТАРИЯХ "Хочу знать причины", я пойму, что тема интересна и опишу их для вас.

🤗 Приходите на очную ДИАГНОСТИК - сессию, где мы подробно изучим качество движения вашего ребёнка.
ЗДЕСЬ расписание ближайших

👩‍🏫 Записывайтесь на ОНЛАЙН консультацию или диагностику, где подробно разберу все особенности движения, расскажу о причинах нарушений и дам рекомендации по коррекции.

-4