Найти в Дзене
Любитель балета

Царство теней мастера Петипа

Оглавление

«Словно облака клубились у горных вершин...»

Но невозможно перейти сразу к «Теням», потому что акт начинается не с них. 3-й акт балета «Баядерка» состоит из двух картин, первая из которых – небольшая.

Часть 1, часть 2, часть 3.

Комната Солора

Вы помните ее содержание:

Солор безутешен. Его мучает раскаяние. Магедавея, пытаясь отвлечь юношу от тяжелых дум, зовёт заклинателя змей. Под звуки флейты Солор забывается сном. (Сайт Мариинского театра).

Тут все понятно. Много ли мне остается добавить? Первое: что при Петипа в этой сцене была и Гамзатти.

«Входит Гамзатти, дочь раджи, с толпою своих прислужниц. <…> Она обращается к Солору с упреками. Факир замечает ей, что его надо лечить, а не ссориться с ним. Тогда Гамзатти хочет развлечь его и донельзя любезна с ним. Она садится с ним рядом, ласкает и всячески старается привлечь на себя его внимание. Солор, наконец, оживляется и берет ее за руку. В это время раздаются унылые звуки песни баядерок. На стене появляется тень плачущей Никии. Солор трепещет. <…>

– Успокойся!.. что с тобой? – говорит Гамзатти и старается его утешить. – Умоляю тебя… оставь меня одного… Завтра мы увидимся опять! Завтра наша свадьба… Теперь мне что-то нездоровится… мне нужно отдохнуть! Гамзатти, грустная, удаляется из комнаты, прощаясь с ним до завтра».

Второе, что стоит добавить: да, Солор спит. Но в некоторых постановках (редакциях) он перед этим кyрит кaльян. В других – не курит. По первоначальному сценарию он тоже не курил.

Мир теней

Очень не хотел автор сценария балета «Баядерка», чтобы по либретто мы получили от него ответ на вопрос: «Что он имел ввиду картиной, которую обычно называют "Тени?"». О, нет! Вот что он написал в сценарии:

Спускаются облака.
Картина V
Царство теней
Очаровательное местоположение. Слышна гармоническая, тихая музыка. При звуках ее появляются тени – сначала Никии, потом Солора.
Танцы
Пластические группы
[Диалог теней Никии и Солора (опускаю), который завершается ее фразой]:
– Если ты не изменишь мне, то душа твоя будет отдыхать здесь, в этом царстве теней.
Большой заключительный танец теней
Облака спускаются.

А и правильно он сделал. Потому что эта «белая» картина многозначна, как великое классическое произведение, как многозначным может быть впечатление от музыкального произведения. Поэтому любитель балета предпочтет в основном отойти в тень (она только любитель!) и опереться на мысли уважаемых авторов книг о балете, я лучше не сформулирую.

Особенно прекрасен выход теней.

Иллюстрация Г. Доре к «Раю» «Божественной комедии» Данте. Как считается, источник вдохновения М. Петипа на выход теней.
Иллюстрация Г. Доре к «Раю» «Божественной комедии» Данте. Как считается, источник вдохновения М. Петипа на выход теней.

-2

«Первым шагом танцовщицы-тени был устремленный вперед арабеск. Но тотчас же она откидывалась, руки ее тянулись назад, словно ее влекла к себе обратно таинственная тьма пещеры. Однако там уже стояла следующая танцовщица...

Танец балерины, предельно виртуозный по форме, воспринимался как зримая музыка тревожная и страстная, печальная и нежная... Никия была лишена даже «реальности» призрака. Она была увидена глазами Солора... И она как бы олицетворяла собой переживания Солора... Лицо танцовщицы должно было быть бесстрастным. Ее инструментом становилось тело: оно выпевало малейшие оттенки чувства... Отсюда уже тянулись невидимые нити к балетной образности, основанной на образности симфонической музыки. Лев Иванов, первый исполнитель роли Солора, проходил здесь практическую школу, впоследствии сказавшуюся на его трактовке сцен на озере из балета «Лебединое озеро». (В. М. Красовская).

«Звучит протяжная меланхолическая песнь оркестра (это одно из лучших мест музыки), и 64 танцовщицы (в Большом [Каменном Петербургском] театре; в Мариинском – 32) в белых тюниках с вуалью возникают словно бы из небытия, оплакивая горькую долю женщин...

Все внешне бесстрастно в этом мире, привидевшемся герою. И все взывает к чувству, протестуя против бессердечия. Поэтому и Никия здесь не скорбящая, не гневающаяся, не любящая, а несбывшаяся или безвозвратно утерянная мечта. И в то же время белые тени, возникающие из мрака, создают образ ожившей природы, сострадающей человеку и вздыхающей вместе с ним». (Ю. И. Слонимский).

Сказать про образ природы, может быть, его подтолкнула метафора Красовской, которая писала раньше него, что «Словно облака клубились у горных вершин».

Еще Слонимский сообщает деталь, что раньше Никия, как и в первом акте, появлялась тенью тоже в вуали. Но вуаль улетала сама по себе, когда ее касалась рука Солора. И сетует, что от этого отказались.

* * *

Любитель балета отобрала те высказывания, которые приглянулись лично ей, можно почитать и целиком, и вообще про всю «Баядерку»:

Красовская В. М. Русский балетный театр второй половины XIX века. Л., 1963. С. 265–276. Или переизд.

Слонимский Ю. И. Драматургия балетного театра XIX века. М., 1977. С. 267–283 (либретто) и 283–300 (обзор). Или переизд.

Третий автор, которого стоит почитать о «Тенях» и к которому обычно отсылают – это балетмейстер Ф. В. Лопухов. Его сборника «Хореографические откровенности» (1972), по-моему, нет в Интернете, я вам дам ссылку на свою копию этой главы, чтобы желающие почитали самостоятельно.

Скоро балеты про щелкунчиков, снегурочек и прочие зимние сказки пойдут в театрах, а я всё никак «летнюю» «Баядерку» не закончу. И хочется пуститься в галоп... а что, в коде «Теней» у Никии-тени тоже галоп...

Прочитавшим – спасибо! ))