Что там пишет по данному поводу г-н Юрг?
«Таким образом, собралось свыше 100 немецких кораблей. Положение казалось не из легких. 60 человек изъявили желание пробиваться по суше в районы расположения немецких войск. Дисциплина ослабела прежде всего потому, что на судах было много спиртных напитков. Командиры флотилий и кораблей были собраны на флагманском корабле «Uj 110» для обсуждения действий при прорыве румынских позиций в районе Черновода и принятия мер по укреплению дисциплины на кораблях. Было решено район Черновода преодолеть ночью, поскольку легче будет выявить расположение румынских орудий и подавить их».
Насчет численности- это правда. Цитирую документ: «После того, как отряды в 14 часов покинули Хиршова, они следовали произвольно. В 18 часов был определен походный порядок». Отряды никоим образом не подчинялись адмиралу Цибу. Во всех документах говорится, что была установлена связь (не более того). Каждый командовал своим отрядом, просто (по радио) была достигнута договоренность о порядке следования.
Кто же, вообще, следовал в том «караване»? Отряды следовали в следующем порядке:
-отряд контр-адмирала Циба (его состав не изменился: два охотника, БДБ, четыре буксира и четыре плавмастерских)
-отряд 1-й и 7-й десантных флотилий (суммарно 18 БДБ)
-1-я флотилия береговой обороны (23 плавсредства)
-214-й пионерный высадочный батальон (54 единицы)
-лазаретное судно «Bamberg», 2 плавмастерских, 3 лихтера
Сколько там набралось? Могу ошибаться в арифметике, но, вроде 112 получается. На борту 2800 раненых, 300 гражданских, 800 солдат (включая «исправительный» 504-й морской батальон).
А, вот насчет остальной информации… (как бы так помягче выразиться) она не совсем достоверна. В описании швейцарца, это была целая битва, достойная эпических полотен. Цитирую:
««Армада», наконец, начала движение. Так как в ее составе были, главным образом, гражданские корабли, она вскоре растянулась на 20–25 км. Это исключало возможность ввода в действие всех имеющихся на кораблях орудий, которых насчитывалось до 100 стволов калибра от 20 до 75 мм. С приближением к Черноводу вперед был направлен капитан 3 ранга Вольтерс, который доложил о приготовлениях румын. Вслед за румынами открыли огонь немецкие корабли. Артиллерийский бой продолжался с 18.48 до 21.10, в результате его румынские батареи были подавлены. В городе Черновод возникли пожары, предположительно в городе погибло до 6000 солдат и гражданских лиц. Немецкая сторона потеряла 11 кораблей и 480 человек из экипажей. Все прорвавшиеся корабли докладывали о повреждениях и потерях в личном составе».
Ну, насчет «гражданских кораблей», думаю все понятно: даже паромы Зибеля имели приличное вооружение. Что касается описания этого «грандиозного сражения», цитирую:
«С 19 до 20 часов огневой бой с румынскими береговыми батареями по обе стороны Дуная. С нашей стороны потерь и повреждений нет»
Корветтен-капитан Кулманн пишет в своем отчете «… позже, из болгарских газет, мы узнали, что румыны потеряли 6 тысяч человек, с нашей стороны потери были ничтожны» (не читайте болгарских газет пред обедом).
Но, может, в других отрядах были потери? Да, были. В 1-й береговой флотилии 1 убитый 5 раненых. У десантной флотилии было несколько раненых, и все. Откуда взяты данные о потерях? Пока неясно. Юрг пишет:
«Поврежденные и оставшиеся без движения немецкие суда стали добычей румынских мониторов, которые шли за «армадой». Так произошло с плавмастерской «III» и ее буксиром «Кройценштейн» 30 августа у Джурджу, лихтером № 164 и малыми судами. Результаты обстрела Черновода 26 августа были столь сильными, что даже через два дня отставшие корабли спокойно проходили мимо нее».
О румынских мониторах в своих отчетах не пишет НИКТО. Более того, обстрелу подверглись корабли базы Галац, которые проходили Чернаводэ чуть позже (в 3.15, уже 27-го августа). У них были потери, но, по другим причинам (не от артиллерийского огня). Но это еще один отряд, который следовал отдельно. Далее автор пишет:
«Вскоре после прохода Черновода «Uj 110» сел на мель. Его удалось снять только с подходом плавучей мастерской, с которой перегрузили военные материалы и завели буксирные концы. Тем временем соединение прошло дальше и стало на якорь у болгарского берега. В 5 часов 27 августа к этому месту подошел «Uj 110»».
Нет, все совсем не так (но может накосячили переводчики). Есть телеграмма (но уже от 28 числа) в которой указывается, что осадка лазаретного судна «Bamberg», Uj-110 и Uj-106 составляет 3 метра, а, дальше глубины идут 3.2 метра, движение возможно только после снятия боезапаса, а, еще по пути есть батареи укрепрайон… А, дальше адмирал спрашивал: может, стоит взорвать эти корабли?
Видимо, ответ поступил отрицательный, и после разгрузки корабли проследовали дальше. Проблема была совсем в другом. У некоторых отрядов кончалось топливо. Пароходам было хорошо, дрова были, а, вот с жидким топливом было туго.
Далее Юрг достаточно живо описывает новые эпические деяния, которые произошли 28 августа 1944 года:
«Соединение продолжило свой переход. После полудня оно попало под огонь точно и быстро стреляющей румынской батареи калибра 150 мм, установленной в бетонной башне. Кораблям снова пришлось стать на якорь в районе болгарского побережья, прикрываясь от батареи островом. Один офицер был послан в Туртукай с задачей найти лоцмана. Лоцмана не нашли, но зато офицеру удалось промерить идущий вблизи болгарского побережья рукав Дуная, на основании чего была выяснена возможность прохода по нему быстроходных десантных барж. Одновременно с этим на румынскую батарею послали раненого капитана 3 ранга Вольтерса, который должен был добиться свободного прохода судов.
Румыны отклонили предложение. Контр-адмирал Циб решил начать движение на рассвете 28 августа. БДБ должны были идти болгарским рукавом, а с остальными судами Циб намеревался пройти глубоководным фарватером по румынскому рукаву Дуная. Дойдя до северной оконечности острова, все корабли одновременно должны были открыть огонь по румынским позициям. Для удара с тыла по румынской батарее предполагалось высадить саперный батальон. Ночью за два часа до прорыва была дана открытая радиограмма в расчете обеспечить себя действиями своих пикирующих бомбардировщиков. На эту телеграмму не ответили. Однако румыны ее приняли. В 6 часов корабли должны были сниматься с якоря, но вследствие топки котлов дровами давление пара в них оказалось недостаточным. Замедление позволило двум румынским офицерам прибыть в 06.20 на борт флагманского корабля. Они сообщили, что немецкие корабли могут пройти, но только не румынским фарватером. Это предложение было отклонено, так как этим фарватером практически могли пройти только БДБ. Одновременно румынам сообщили, что в случае их несогласия на свободный пропуск судов по румынским позициям будет нанесен удар соединением авиации в 200 (!!!) пикирующих бомбардировщиков. В 07.15 немецкое соединение начало движение и медленно приближалось к позициям румынской 150-мм батареи, минометов калибра 125 мм и пулеметным точкам. Соединение прошло без единого выстрела с обеих сторон. Высаженный саперный батальон вновь был посажен на суда».
А, что говорят об этом документы? А, ничего. Совсем нечего: «…keine besondere Vorkommnisse».