Всем доброго дня, с вами Настя и это рубрика «Картавое Искусствоведение», где я кратко и простыми словами рассказываю о шедеврах мировой культуры. Сегодня мы снова возвращаемся к наследию русской культуры. Но, русской ли? Ведь столько домыслов и таинственных теорий окружают этот знаменитый монумент. Итак, вашему вниманию – Этьен Морис Фальконе «Медный Всадник».
Данное название памятнику дал Александр Сергеевич Пушкин в своей одноимённой поэме. Хотя, конечно, сам памятник императору Петру I был отлит не из меди, а из бронзы. Напомню, что бронза это сплав меди с оловом. Так что, чисто технически, всадник медный, но не полностью.
Памятник расположен на Сенатской площади в городе Санкт-Петербурге. Торжественное открытие произошло в августе 1782 года, но изготавливали его с 1768 по 1778 год.
Завидую читателям, кто в данный момент находится в Санкт-Петербурге, и может сходить в Эрмитаж, посмотреть на Рембрандтовского «Блудного сына», о котором мы говорили в прошлый раз, выйти из музея, и буквально через двенадцать минут ходьбы оказаться у памятника Петру Первому.
Я в Петербурге была в 2010 году и умудрилась не посетить Эрмитаж, но «Медного Всадника» видела. И, больше всего, мне запомнилось, как один иностранец (почему то я была уверена, что он - итальянец) пытался сфотографировать сам себя на телефон на фоне памятника Петру. И, по той причине, что в моих родных краях культура селфи ещё не была так развита, я смотрела на туриста и думала: «Боже ,как он одинок. Мне так его жаль».
Но, отставим мемуары автора и вернёмся к скульптуре. Она чрезвычайно монументальна, это оооочень высокая скульптура. Высотой она – почти 10 с половиной метров. Так что ранее рассмотренный нами Давид уже не монументальный гигант, а таки маленький еврейский мальчик. Точнее, не совсем еврейский, если вы помните ролик о нём. Сами фигуры Петра с конём занимают пять метров в высоту. Ещё пять метров и 40 сантиметров - это каменный постамент. Может быть,вы не поверите, но он был сделан из камня, который называли Гром-Камень. Добыт он в Лахте, но не в этой, а в одноимённом районе на берегу финского залива. И, это отдельная история, как его тащили на нынешнее месторасположение. Всё как мы любим – часть сломали, часть потеряли, а так же разобрали на брелоки и сувениры.
Хотя, по мнению некоторых альтернативно одаренных «историков» с просторов этих ваших интернетов, камень никто никуда не тащил он там сразу и лежал, и остался от более развитой цивилизации, которая жила на территории Петербурга. Но к этому вопросу мы ещё вернёмся.
Памятник был изготовлен по заказу Екатерины Второй. Вообще, ей рекомендовали памятник поставить в честь себя самой, а не какому-то там Петру, но она скромно отказалась. Для изготовления был приглашён скульптор из Франции Этьен Морис Фальконе. Вообще, до этого он не делал таких крупных памятников, но всю свою жизнь хотел создать нечто настолько же монументальное. Довольно тяжело создавалась фигура коня: скульптору выделили несколько жеребцов, которые на полном скаку взлетали на деревянный помост, а скульптору необходимо было за миллисекунду нарисовать эскиз. Фотографий то тогда не было! Но, труды того стоили.
Сама фигура Петра получилась с первого раза, а вот голову скульптор 3 раза переделывал и презентовал императрице, но та отвергала все варианты, потому что было, по её мнению, не похоже. Поэтому Фальконе делегировал работу над головой Петра своей ученице, Мари-Анне Колло, её вариант и стал итоговым. Если мы получше рассмотрим глаза монумента, то увидим, что в его глазах – сердечки. Есть слух, что Мари Анн Колло сделала их с намёком романтического интереса к своему учителю.
Хотя, к кому проявлял любовный интерес Микеланджело, учитывая, что зрачки ранее упомянутого Давида так же в форме сердца – это вопрос важный, но не имеющий ответа.
Вернёмся к Колло и Фальконе. Считается, что они были в отношениях, не смотря на тридцати двух летнюю разницу в возрасте. Они много работали вместе, путешествовали. А в последствии Мари Анн Колло вышла замуж за Фальконе, но не за скульптора, а за его сына. И вскоре она рассталась с мужем ,потому что он оказался «кухонным рэмбо» и абьюзером, вернулась к свёкру и жила с ним до момента его смерти, и даже ухаживала за ним, когда он последние 15 лет своей жизни был парализован. Романтика!
Так же создатель скульптуры намучался с её отливкой - учитывая, что до этого он отливкой бронзы не занимался – в этом нет ничего удивительного. При том, он хотел делегировать это развлечение более опытным мастерам, но ему запретили. Итогом первой отливки стал пожар в мастерской и полное уничтожение верхней части скульптуры. Но, на второй раз всё получилось, верхнюю часть переплавили заново и прицепили к нижней. В противном случае, получился бы памятник не Петру, а Анне карениной, и никто бы отсылку не понял, потому что на момент открытия памятника Лев Толстой ещё не родился.
Теперь поговорим в целом о композиции. Конь находится в динамике, а вот всадник – застыл, как памятник самому себе, уж простите за каламбур. Его поза, выражение лица и жест выражают собой покой и уверенность. Словно Пётр говорит – вот моя рука, я ей и коня укротил и бородатых бояр, и вообще, я ни какой то там царь, а император, завидуйте, у меня даже есть лавровый венок на голове.
И вот этот лавровый венок вызывает у товарищей конспирологов вопросы. А почему это российский император носит какой-то непонятный античный венок, и почему у него под пятой точкой не седло, а шкура, и, самый главный вопрос, почему через его сапоги просвечивают очертания пальцев ног? Неужели это были сандали? И нашлось объяснение. На самом деле, Петербург это Третий Рим, и памятник римляне сделали. А сами римляне это вообще аннунаки пятиметрового роста, которым стремя не нужно было, поэтому на памятнике стремён нет. А потом пришли Романовы и отобрали всё культурное наследие, назвав его своим. Вот взяли памятник римского императора, оторвали голову, прицепили вместо неё голову Петра и сидят смеются. А вы не знали этого? Ещё скажите что не знали, что в 18 веке была атомная война. Просто от нас это скрывают.
А то что скульптура создана в стиле классицизма – это не важно.
Правила классицизма гласят, что любого персонажа нужно изображать в древнегреческой, в крайнем случаем – в древнеримской одежде. Вот посмотрите на гражданина Минина на другом известном памятнике. Простой русский мужик одет в древнеримскую тунику и вручает меч простому русскому князю одетому в римскую тогу.
Но, не смотря на все эти домыслы и теории, «Медный всадник» до сих пор остается одним из известнейших произведений классицизма, знаменитым символом Санкт-Петербурга, поэтому, отправляясь в нашу северную столицу, не забудьте сделать селфи на фоне него. А с вами было Картавое Искусствоведение, всего доброго, до новых встреч.