Найти тему

Печальные истории любви или почему взрослые дочери Николая II так и не вышли замуж

Оглавление

История не знает сослагательного наклонения. Но кто знает, как как бы сложилась судьба трех взрослых дочерей Николая II, не воспротивься венценосные родители их романтическим увлечениям. Возможно, им бы не пришлось разделить трагическую участь семьи, а прямая династическая линия Романовых продолжилась, пусть и по женской линии.

-2

Великая княжна Ольга Николаевна

Хоть старшую дочь венценосной семьи и назвали в честь героини романа «Евгений Онегин», в ней вовсе не было ни капли легкомысленности Ольги Лариной. За нежными чертами лица и мечтательным взглядом таился железный характер. Княжна росла упрямой, дерзкой, своенравной, осмеливаясь перечить родителям, если что-то было ей не по нраву.

-3

Однако, когда Николай решил выдать ее замуж за внука Александра II и своего двоюродного брата, Великого князя Дмитрия Павловича, упрямица возражать не стала. Дмитрий с юных лет был влюблен в Ольгу, а она отвечала ему взаимностью. Они могли стать прекрасной парой, но в самый последний момент, когда дата помолвки уже была назначена, Александра Федоровна сказала свое категоричное «нет».

Поговаривали, причиной стал Распутин, сказавший, что князь не сможет быть мужем, намекая на его близкие отношения с Феликсом Юсуповым. Было ли это правдой или местью Дмитрию Павловичу, испытывавшему к Распутину нескрываемую неприязнь, сказать трудно. Но факт в том, что помолвка так и не состоялась, что стало для молодых людей настоящим ударом.

Николай II, Великая княжна Ольга Николаевна и Великий князь Дмитрий Павлович
Николай II, Великая княжна Ольга Николаевна и Великий князь Дмитрий Павлович

Может, оттого Ольга категорически и отвергла следующего кандидата в мужья, наследника румынского короля Фердинанда I, принца Кароля, который посватался к ней через 2 года. Августейшие родители, несмотря на все выгоды «румынского брака», неволить дочь не стали.

А вскоре старшая княжна вновь влюбилась. В дневнике о своем возлюбленном она писала тайным шифром, не обозначая имени, но в каждой строчке сквозило глубокое и нежное чувство, а каждая запись заканчивалась благодарностью Господу за дарованную встречу.

Княжна Ольга и Павел Воронов
Княжна Ольга и Павел Воронов

Исследователи склоняются к тому, что избранником княжны стал мичман императорской яхты «Штандарт» Павел Воронов.

Сын потомственного дворянина, он появился в экипаже «Штандарта» вскоре после мессинского землетрясения. Павел, в числе гардемаринов Морского корпуса, находился у берегов Сицилии на борту корабля «Адмирал Макаров», когда началось землетрясение. Русские моряки первыми пришли на помощь, вытаскивая раненых из-под завалов и отбивая налеты мародеров. Император и цесаревич часто расспрашивали мичмана о тех событиях, затаив дыхание, слушала его рассказы и княжна.

А вскоре уже все заметили, что на балах в Ливадийском дворце, Ольга танцует только с Вороновым, на горные прогулки уходит в его сопровождении, в его компании катается на роликовых коньках, с ним играет в теннис. А сослуживцы мичмана знали: если Воронов наводит бинокль в сторону Ливадийского дворца, значит где-то на берегу мелькает белое платье княжны. Трогательная привязанность молодых людей не ускользнула и от внимания августейших родителей. Подобного мезальянса они допустить не могли. В считанные дни, мичман оказался женат на графине Ольге Клейнмихель.

Княжна Ольга Николаевна и Дмитрий Шах-Багов (на кровати)
Княжна Ольга Николаевна и Дмитрий Шах-Багов (на кровати)

Последней нежной, чистой и безнадежной привязанностью княжны стал младший офицер 13-го Лейб-Гренадерского Эриванского Его Величества полка, Дмитрий Шах-Багов, за которым она ухаживала, работая сестрой милосердия в Царскосельском госпитале. Они много времени проводили вместе, а перед отправкой на фронт, княжна даже пригласила Дмитрия во дворец. Это была их последняя встреча.

Великая княжна Татьяна Николаевна

-7

Татьяна была полной противоположностью старшей сестры: застенчивая, скромная, романтичная, предпочитавшая уединение шумным молодежным забавам.

В январе 1914 года сербский король Петр I попросил руки Татьяны для своего сына, наследника престола Александра. Николай ответил согласием, а вскоре молодые люди были представлены друг другу. Трудно сказать, что испытывала княжна к своему потенциальному мужу, Александр же влюбился в нее с первого взгляда.

Но уже через полгода началась Первая мировая война и переговоры о заключении брака стали неуместны. Да и Татьяне стало не до жениха. Ухаживая за ранеными в госпитале, устроенном прямо в Зимнем Дворце, она познакомилась с корнетом Дмитрием Малама.

Великая княжна Татьяна Николаевна делает перевязку Дмитрию Маламе
Великая княжна Татьяна Николаевна делает перевязку Дмитрию Маламе

Молодые люди настолько были увлечены друг другом, что вскоре об их отношениях стало известно Александре Федоровне. Самое удивительное, Дмитрий сумел очаровать и ее. В своем дневнике императрица писала:

«Мой маленький Малама провел у меня часок вчера вечером… Должна признаться, что он был бы превосходным зятем — почему иностранные принцы не похожи на него?»

Каким бы чудесным молодым человеком ни был Дмитрий Малама, долг сильнее симпатий и этот брак был невозможен. А Татьяна слишком послушна, чтобы пойти против воли отца и сбежать с любимым на край света.

Когда Дмитрий узнал о гибели царской семьи, он с отчаянием искал смерти в бою и погиб в конной атаке.

Великая княжна Мария Николаевна

-9

Легкая, смешливая, очаровательная непоседа, с огромными синими глазами и белокурыми волосами, Мария была любимицей отца.

Удивительно добрая, открытая, лишенная какого-либо лукавства, она не чуралась общаться с прислугой и с детства заявляла, что выйдет замуж за простого солдата и родит, минимум, дюжину детей.

Ее руки просил румынский принц Кароль, которому отказала Ольга. Но Николай счел, что Мария еще слишком юна и не готова к браку.

Но в тот же год, юная княжна влюбилась без памяти. Как и старшая сестра, свою любовь она встретила на «Штандарте». Старший лейтенант Николай Деменков командовал катерами, охранявшими императорскую яхту.

Николай Деменков (слева) и Великая княжна Мария. Обратите внимание, как она смотрит на него!
Николай Деменков (слева) и Великая княжна Мария. Обратите внимание, как она смотрит на него!

Поначалу влюбленность Марии в добродушного и полноватого «душку Колю» забавляла семью, но княжна, с присущей ей прямолинейностью, потребовала от отца разрешения на отношения и брак.

Возможно, именно ее чрезмерная пылкость и стала причиной того, что Деменкова, единственного из полка, охраняющего царскую семью, отправили на фронт. Провожая Николая на фронт, Мария подарила ему рубашку, сшитую собственными руками. Больше они так и не увиделись.

Николай так и не женился и умер в эмиграции, бережно храня до конца своих дней рубашку, подаренную княжной.

История не знает сослагательного наклонения. Видимо, судьбе было угодно, чтобы ни одна из любимых дочерей Николая II, так и не вышла замуж, чтобы разделить горькую судьбу с теми, кого по-настоящему любили всей душой.