Найти тему
ШЕСТЬ ОКЕАНОВ

На зависть «Авроре». Лодку Б-396 «Новосибирский комсомолец» хотели поставить у Кремля

Эту советскую дизель-электрическую подлодку Б-396 построили в 1980 году корабелы горьковского «Красного Сормова» по одному из последних проектов «дизельного флота» – 641Б («Сом»). Он представляла собой усовершенствованный проект 641А, лодки которого строились большой серией в Советском Союзе и направлялись служить практически во все флоты страны. Как и проект 641А, 641Б заслуженно имел репутацию очень надёжных, неплохо вооружённых кораблей с дальней автономностью.

Со временем торпедоносец Б-396 получила ещё и бортовое наименование в память одной из подлодок-«малюток», воевавшей на Северном флоте в годы Великой Отечественной войны – «Новосибирский комсомолец». Лодка порядка восьми лет числилась в составе Краснознамённой ордена Ушакова I степени эскадры подлодок Северного флота, ходила не только в северных морях, но и в длительные автономки в Средиземном море, у Западной Африки и к южно-американскому континенту.

Подлодка Б-396 «Новосибирский комсомолец» прибыла в Северодвинск (2001)
Подлодка Б-396 «Новосибирский комсомолец» прибыла в Северодвинск (2001)

По понятиям своего времени Б-396 относилась к довольно крупным подводным кораблям – водоизмещение 4.600 тонн, длина корпуса – 90,2 метра, ширина - 8,6 метра, осадка – 5,7 метра. По внешнему облику она частично унаследовала дизайн ряда кораблей с ядерной энергетикой и первое время наши зарубежные «партнёры» первое время даже «приписывали» ей «атомное содержание».

В 1988-м, когда в стране «бушевала» так называемая «перестройка», подводный флот, как полагают ряд специалистов, «преждевременно» списывали из боевых порядков. Как правило, за небольшие деньги. Такая судьба ожидала и «Новосибирского комсомольца». Пользуясь ситуацией, правительство Москвы во времена ещё мэра Юрия Лужкова вознамерилось «выкупить» у флота подводную лодку и сторожевой корабль «Дружный» в качестве будущих экспонатов музея ВМФ, который захотели, было, организовать столичные власти. А для этого в 2001 году Б-396 по договорённости с руководством Севмашпредприятия сначала прибыла в Северодвинск для первичного этапа переоборудования. Этот момент и запечатлел у причала Севмаша фотокорреспондент газеты «Корабел» Евгений Сабиров.

Буксировка подлодки Б-396 на понтонах по оз1рам и рекам России велась с большими предосторожностями
Буксировка подлодки Б-396 на понтонах по оз1рам и рекам России велась с большими предосторожностями

Сложные работы по переоборудованию, которые на Севмаше проводились впервые, затянулись на пятилетку. Только в 2006-м подлодка была готова предпринять довольно сложный переход по системе водно-транспортных путей России из Северодвинска в Москву. И в самом деле, она из Белого моря перешла сначала в Петербург, а затем опять-таки по рекам, каналам и озёрам центральной России Б-396 с очень большой предосторожностью на специальных понтонах была отбуксирована в Москву.

Стали решать вопрос: где готовить место для стоянки торпедной подлодки в Москве. Сначала обсуждался очень смелый даже для своего времени проект – поставить морской подводный корабль на Москва-реке, причём на виду у Кремля. Причин, почему этот вариант был отложен, по сей день неизвестно. Тогда возник следующий проект – «вытащить» подлодку на сушу и установить её «на пьедестал» в качестве памятника в столичном Парке имени Горького. Но и его отвергли. Наконец, вспомнили, что Москву не даром называют «портом пяти морей» и остановились на окончательном варианте – Химкинское водохранилище в районе округа Северного Тушино.

К зиме Б-396 поставили на Химкинском водохранилище (2006)
К зиме Б-396 поставили на Химкинском водохранилище (2006)

Осенью североморскую подлодку пришвартовали к месту будущей стоянки и зимой на ней началась уже более тщательная и детальная модернизация под действующий музей ВМФ. Тогда же начались и работы по укреплению «фундамента» для постановки корабля. Работы шли сложно. Былую задумку музея ВМФ на Химкинском водохранилище удалось реализовать только частично: то ли денег не хватило, то ли ещё по какой-то причине, но тот же сторожевой североморский корабль «Дружный» москвичам «заполучить» так и не удалось – СКР в конце концов продали на металлолом и разделали на одной из баз Вторчермета.

Б-396 служит в Москве музеем ВМФ
Б-396 служит в Москве музеем ВМФ

А подлодка Б-396 «Новосибирский комсомолец» сегодня радует глаз – на ней работает музей, где полностью восстановлены некоторые помещения, отсеки, механизмы, оборудование и аппаратура подлодки, собраны морские экспонаты, и теперь любой желающий может посетить «частичку» советского подплава в «сухопутной» Москве.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.