Найти тему

В Самару! Первый "конфекцион", революция в умах и шутки со стилями архитектора Федора Черноморченко

Главная пешеходная улица Самары – Ленинградская – хранящая название уже несуществующего города, до революции звалась Панской, то есть торгующей мануфактурным «красным товаром». Панская олицетворяла роскошь, богатство и процветание, служила любимым местом прогулок и демонстраций модных нарядов, так что не случайно именно здесь 19-го сентября 1887-го года произошло важное событие местного масштаба – открылся первый в губернии магазин готового платья и обуви.

Трехчастная композиция довольно необычна
Трехчастная композиция довольно необычна

До середины 19-го века, как известно, массово производилась только военная форма, а дамские наряды шились в единственном экземпляре, в зависимости от финансовых возможностей на заказ или самостоятельно. Представление о том, что одежду можно и нужно стандартизировать путем введения типовых размеров был открытием, а переход к готовой одежде означал настоящую революцию в умах. В Самаре первым «революционером моды» стал потомственный купец второй гильдии Андрей Павлович Пожидаев.

В левой части - богатейший кирпичный декор, выделенный белым цветом
В левой части - богатейший кирпичный декор, выделенный белым цветом

Первоначально его магазин, называемый в то время «конфекцион», встречал покупательниц в арендованном помещении на пересечении с улицей Соборной.

ассортимент 1890-го года
ассортимент 1890-го года

Помимо основного ассортимента, магазин Пожидаева предлагал для просмотра модные каталоги и столичные журналы, по которым выписывались любые наряды, обувь и аксессуары из Европы и Петербурга

После ремонта фасада  монотонно-кирпичная покраска, декор "съела"
После ремонта фасада монотонно-кирпичная покраска, декор "съела"

В 1903-м году «конфекцион» переехал на нынешнюю Ленинградскую, 53, где Андрей Пожидаев купил дворовое место купца Г.С. Акимова, застроенное по периметру каменными службами с навесами. Осенью 1907-го года по проекту архитектора Федора Черноморченко над каменным магазином поднялся второй этаж.

Художник Кирик Николаевич Воронов. Портрет работы Федора Бурова
Художник Кирик Николаевич Воронов. Портрет работы Федора Бурова

Асимметричная композиция главного фасада здания, решенного в стиле кирпичной эклектики, отмечена четкостью , лаконичностью - и нетривиальной "разбивкой" единого здания на стилистически разные части .

Входная дверь, ведущая на второй этаж, прекрасна
Входная дверь, ведущая на второй этаж, прекрасна

В шестой оси в уровне второго этажа вывешен «граненый» эркер-разделитель с простым ступенчатым карнизом, высокими узкими окнами в каждой «грани» и завершенный фигурным куполом сложной формы.

Левая часть здания имеет самостоятельную  композицию с осью симметрии по центру
Левая часть здания имеет самостоятельную композицию с осью симметрии по центру

«Витринные» оконные проемы во всю высоту первого этажа имеют прямоугольную форму, во втором этаже левой части окна с лучковыми перемычками декорированы замковыми камнями, междуоконные простенки оформлены висячими лопатками. Венчает левую часть ступенчатый карниз с зубчиками-дентикулами и повторяющая форму оконных проемов лучковая парапетная стенка со столбиками.

Архитектор Федор Черноморченко
Архитектор Федор Черноморченко

В правой же части почти лишенные декора стены контрастируют с богато украшенной фигурной аттиковой стенкой - с рельефным карнизом, окном-люкарной и парапетными столбиками – повторяющей декор левой части здания. Некоторое "стилистическое хулиганство" - примета времени!

Средняя часть с эркером увенчана фигурным куполом, правая  - нарядным атиком  с  люкарной, словно перенесенным с левой части здания
Средняя часть с эркером увенчана фигурным куполом, правая - нарядным атиком с люкарной, словно перенесенным с левой части здания

Обширные подвалы и нижний этаж Андрей Пожидаев использовал под собственный магазин, помещения второго этажа сдавались в аренду. Несколько лет помещение снимал – самарский художник Кирик Николаевич Воронов.

В правой части -  почти гладкие стены
В правой части - почти гладкие стены

Уроженец Самары, обучался в Петербургской Академии художеств, но, не окончив курса, уехал продолжать образование в Париже. Вернувшись в Россию, брал уроки у И.Е. Репина. В Самаре преподавал в духовной семинарии и городском четырехклассном училище, еще давал частные уроки в своей мастерской.

На втором этаже - мебельный салон IDYLIC. От исторических интерьеров осталось немного
На втором этаже - мебельный салон IDYLIC. От исторических интерьеров осталось немного

Как сообщала «Самарская газета», «Прием учеников в мастерские художественные К.Н.Воронова начинается 30 августа ежедневно от 10-ти до 12-ти и от 6-7 часов вечера, а по праздникам и воскресениям от 12-ти до 2-х часов дня. Уроки живописи и рисования, а также уроки живописи по фарфору, шелку, атласу и бархату. Адрес: Панская улица, дом Пожидаева. Молебен перед началом занятий будет отслужен 3-го сентября в 12 часов дня». Ну куда уж без молебна! Самый известный ученик К.Н. Воронова – бравший у него уроки рисования будущий «красный граф» Алексей Толстой. Правда, Алеша Бостром обучался у Воронова изобразительному искусству в 1893-м году по другому адресу.

Подготовка к открытию магазина цветов
Подготовка к открытию магазина цветов

В настоящее время бывший дом Пожидаева у арендаторов так же востребован – кроме множества магазинов, на втором этаже жителей и гостей города приглашает на тематические мероприятия, шоу и вечеринки творческий дом ARTHOUSE

Вид с Ленинградской
Вид с Ленинградской