В рамках IX Всероссийского совещания работников сферы дополнительного образования детей прошла пленарная сессия «Дополнительное образование детей: единство ценностей и многообразие возможностей».
В настоящее время создается единое духовное и образовательное пространства. В этом направлении стоят новые долгосрочные задачи в соответствии с концепцией ДО для детей до 2030 года.
«Потенциал сферы дополнительного образования— основа возвращения к духовно-нравственным ценностям и традициям нашего народа», — отмечает первый заместитель министра Просвещения РФ Александр Бугаев.
Последние года вектор ДО образования развернут на школы. Сегодня все школы-новостройки — это школы полного рабочего дня. Эта тенденция продолжит развиваться. Новый фокус — качественные и востребованные формы занятости в каникулярный период, то есть формирование непрерывной духовно-нравственной воспитательной среды.
«Я считаю, что необходимо развернуть внимание к организации отдыха и оздоровления детей, развивать дополнительное образование именно там. Профориентационное допобразование сегодня имеет самый большой вызов в системе — взаимодействие ведет не только к взаимодействию с работодателем, но и дает возможность проявиться наиболее талантливым ребятам», — считает Александр Бугаев.
Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения России Наталия Наумова обратила внимание на систему ДО в контексте задач Десятилетия науки и технологий.
Проект «Университетские смены» — это образовательные смены с акцентом на историческое и культурное наследие, изучение исторических мест и культуры России. Это одна из форм программ ДО, особенно в каникулярный период, с мощным профориентационным компонентом. По своему смыслу программа напоминает реализацию научно-популярного туризма для школьников.
Еще одно направление — вовлечение детей в научное знание.
Приоритет госполитики — организация воспитательной работы и создание условий для становления гармонично развитой личности.
«Система дополнительного образования — это конкурентное преимущество России. Она представляет собой систему развития талантов как элемент развития экономики и всех стратегических направлений — траектория долгосрочного планирования», — отметила Наталия Наумова.
Уникальным опытом формирования нескольких поколений «целостных личностей» обладает ОАО «РЖД». Как рассказал заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александр Збарский для компании ДО это:
- С точки зрения бизнеса — первая ступень HR-процессов, которая позволяет обеспечить приток кадров в профильные вузы и техникумы;
- С точки зрения мотивации — инструмент формирования осознанного выбора у потенциальных абитуриентов образовательной системы РЖД.
Экосистема железнодорожного образования реализуется через различные формы:
- В 1937 году появилась первая детская железная дорога, всего сегодня их 25, причем 2 заместителя генерального директора ОАО «РЖД» являются ее выпускниками;
- 6 детских технопарков «Кванториум». На базе Кванториума в Екатеринбурге был разработан поезд будущего — ребята представили дизайн макета и его внутреннее наполнение, пилотный проект будет реализован ОАО «РЖД» — это яркий пример симбиоза ДО и работодателя;
- Профильная тематическая студия в Артеке с погружением в инженерно-техническое творчество;
- Проект «Железнодорожные кадеты» — программа ДО и воспитания, направленная на изучение истории страны, изучение истории железных дорог погружение в инженерно-техническое творчество;
- В рамках акселератора РЖД были отобраны более 300 работ по тематике «Вокзал будущего».
Обилие точек входа позволяет наращивать приток молодых кадров сначала в профильные образовательные организации, а в последствии и в компанию.
«Из 70 тысяч школьников в сфере дополнительного образования порядка 4 тысяч выбирают РЖД и целевое образование. Это для нас основное мерило эффективности допобразования как переход с одного уровня образования в другой», — резюмировал Александр Збарский.
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/29442