Во-первых, тут нужно внести ясность. Осада Казани в 1552 году заняла у Ивана Грозного один месяц и 11 дней. Во-вторых, сравнение Грозного с Пугачевым сделал сам Емельян Иванович, и вот что он конкретно сказал:
"Царь Иван Васильевич под Казань 7 лет стоял, а у меня она в три часа пеплом покрылась".
"Покрылась пеплом" - это еще не значит, что город полностью взят, с другой стороны, 7 лет тоже были, если посчитать все неудачные походы Грозного на Казань, начиная с 1547 года. Попробуем разобраться в этом вопросе.
Как это было в 1552 году
Иван Грозный (а, точнее, его опытные воеводы, так как сам он в руководстве осадой участия не принимал, а молился в походной церкви), столкнулись с серьезной проблемой, которая состояла в том, что татары не собирались сдаваться и готовы были умереть за свой "юрт". При подходе московских войск казанцы закрыли ворота и, как сказано летописцем, "...на смерть в городе затворилися".
Казань в то время была столицей независимого государства, у ее жителей было соответствующее самосознание, и они боролись за свою свободу и жизнь до конца. После подрыва и пролома стен, москвичи вступили в город, но каждый дом и каждую улицу им приходилось брать ценой большой крови, лившейся с обеих сторон.
Пока храбрецы рисковали жизнью, сражаясь с защитниками города, войско, оставшееся вне крепости, увидев, что
"татары все со стен побежали, ринулись в крепость, так что лежавшие под именем раненых вскочили, а притворявшиеся мертвыми воскресли. И не только они со всех сторон, но и кашевары из станов, и те, кто был у коней оставлен, и те, кто с товарами приехал, – все сбежались в крепость не для бранного подвига, а за обильной добычей. И действительно, город был полон самой дорогой добычи – золота, серебра, драгоценных камней, кипел соболями и иным великим богатством" (участник событий А. Курбский).
Битва в городе длилась четыре дня. Большинство татар кинулось на царев двор; здесь были взрослые, женщины и беззащитные дети. Как рассказывает Никоновская летопись, "воины же православные приближались к цареву двору и секли нещадно нечестивых, мужей и жен, так что по низинам текла их кровь".
В конце четвертого дня сражения Казань прекратила сопротивляться: защитников больше не осталось, царь Едигер–Магмет попал в плен, казанские знамена были повержены. "И царство и град многолюдный Казанский" – все перешло в руки царя–победителя.
По сообщению Никоновской летописи, после взятия Казани все ратные татары, оставшиеся в живых, были уничтожены. Женщин и детей, с разрешения царя, обратили в рабство.
"В полон же повелел царь имати жены и дети малые … и столь множество взяли полона татарского, что все полки русские наполнились: у всякого человека русского полон татарский был; христианского же полону множество тысяч душ освободили".
Переносимся в 1774 год
В июне 1774 года государственный злодей Пугачев начал движение на Москву. На пути "государя Петра Федоровича" лежала Казань. Ее военное положение в ту пору было, прямо сказать, никудышное. Три гарнизонных батальона находились в некомплекте. Численность войск в городе доходила до 1 500 человек, тогда как с Пугачевым шло на них не менее 10 000 повстанцев. Во всей Казани пригодными для стрельбы оказалось 143 ружья и 200 пар пистолетов. Гимназия за собственные деньги купила 450 карабинов и пик.
Город оказался не готов к обороне
Оборонительных сооружений вокруг Казани почти не было. Городские власти, состоявшие из дряхлого генерал-аншефа фон-Брандта и уволенного из армии за недееспособность генерал-поручика Петра Баннера, приняли отдельные меры - часть периметра была перекрыта редутами и редантами, но до конца многое построить не успели.
Главную батарею поставили на восточной линии обороны. Кроме регулярных частей были вооружены гражданские лица. Из гимназистов составили гимназический корпус в составе 74 человек, в том числе 39 гимназистов, вооруженных карабинами и пиками.
Опасность приближается - страхи нарастают
Как пишет казанский историк С.П. Саначин,
"после падения Осы, Воткинска, Ижевска в Казани усилилась тревога. Жители стали покидать город. Из Казани выехали семьи губернатора и других высших чиновников. ... К Москве потянулись бесконечные обозы с имениями".
Что же касается "злодейской партии", то по пути войско Пугачева обрастало новыми "штыками". Когда Емельян пришел под Казань, с ним было около 20 000 человек.
В Казань из Петербурга прибыл генерал-майор П.С. Потемкин. Он выслал навстречу повстанцам отряд отставного полковника Н.В. Толстого с сотней пехоты, сотней карабинеров и одним орудием. Пугачев выставил против него тысячу своих людей, которые наголову разбили казанский отряд. Толстой был заколот.
В Казани после этого началась настоящая паника. Люди массово бежали из города, кто в Москву, кто в Симбирск, кто в Пензу и в другие города.
Пугачевская атака
Пугачев, как и Иван Грозный, сначала предложил казанцам сдаться, но те от его предложения отказалось. От ходоков, в том числе татар, Пугачев знал, как обойти построенные бастионы и незаметно подобраться к городу. Ему советовали идти от речки Казанки низом, что и было сделано.
Утром 12 июля началась атаки и штурм. После нескольких боестолкновений защитники вынуждены были оставить свои позиции и укрыться в городе. Как позже писал тогдашний ректор семинарии архимандрит Платон Любарский, "не малое число пешей черни, по большей части без всякого оружия, с одними кулаками, к речке Казанке", подходило к предместью. "Сии твари ... перебегая весьма проворно из буерака в буерак ... и переползывая ... по-егерски на брюхах через вершины ... наконец ... выбрались" к пушке, из которой стреляли гимназисты и заставили их бежать. Затем, "влезши в губернаторский летний дом", они начали "палить из ружей" и наполнили собой "ближайшие улицы".
Другая часть штурмующих подожгла Суконную гору. 4-я колонна пугачевцев ворвалась в Татарскую, Мокрую слободу, а затем в "адмиралтейство". Под напором осаждающих и, видя начавшиеся пожары в разных частях города, ретировались в крепость и другие караулы", пишет с своей статье С.П. Саначин.
Штурм, поджег и разграбление
Оказавшись под стенами города не далее как в 20 саженях, Пугачев начал пушечный обстрел ворот и ветхого Спасского монастыря, являвшегося часть кремля. Штурм оказался неудачным. Пугачев потерял более 100 человек, и нападавшие отступили. Башкирцы по приказу "вора" подожгли город.
Начался страшный пожар. В крепости находилось более 1 000 человек, Среди них началась паника, предотвращенная Потемкиным, который приказал повесить двух зачинщиков.
Как писал в своем военно-походном журнале генерал И.И. Михельсон, о котором мы вспомним ниже:
"Разграбление Казани началось рано утром и продолжалось до глубокой ночи. "Сгорело 25 церквей, 3 монастыря, 1 772 обывательских дома (уцелело всего 298 домов), в Суконной слободе сгорело 186 домов (осталось 492), в Ямской слободе - 105 домов (осталось 20), повстанцами был разграблен Гостиный двор с сотнями лавок; освобождены из тюрьмы 153 колодника..., из числа казанских жителей было убито 162 человека, ранено - 129, пропало без вести - 486".
Спасительная развязка
Ночью на Арском поле Пугачев поставил перед пушками на колени 1 000 пленных и разрешил своему воинству расслабиться. Было привезено 12 бочек вина, и начался роковой для осаждающих пир.
Дело в том, что к Казани спешно подходило отдельный отряд талантливого полковника Ивана Ивановича Михельсона, которому была поставлена задача разбить и взять в плен "государственного злодея". В ночь, когда пугачевцы праздновали свой небывалый триумф Иван Михельсон подошел к их лагерю и с 800 солдатами обрушился на центр, разделив пирующих на две части.
В ходе 5-часового ночного боя Пугачев был разбит и бежал. Михельсон переночевал на месте и утром двинулся в Казани, добивать остатки неприятеля.
К 15 июля Пугачев собрал 25 000 человек и двинулся дать Михельсону реванш. Противники сошлись на месте первого сражения. Через 4 часа упорного боя Пугачев был разбит, рассеян, потерял всю армию и остатки артиллерии. Из рук пугачевцев было освобождено около 10 000 казанских обывателей.
Постскриптум
Если кто-то еще помнит, какой вопрос был поставлен в названии статьи, то вот вам на него ответ в стиле дельфийского оракула. Иван Грозный столкнулся со львом, а Емельян Пугачев напал на овцу, лев же по имени Михельсон оттяпал у него весь хвост до лопатки.
Если статья вам понравилась, ставьте лайки, пишите комментарии, берегите себя, сохраняйте спокойствие духа и трезвость ума
О неточностях и опечатках сообщайте автору