На одном аукционном сайте обнаружил фотографию с подписью «Визит-портрет неизвестного в гусарском мундире со звездой и лентой ордена Святого Андрея Первозванного (?) Санкт-Петербург. Фотоателье «С. Левицкий и сын» 1910-е гг.».
Приношу извинения за огромную подпись аукционного дома, прилично замазать я ее не в состоянии, а неприлично – не хотелось.
Если предположение аукционных экспертов о том, что персонаж позирует со знаками ордена Св. Андрея Первозванного верно (а оно с высокой степенью вероятности верно), то атрибуция личности портретируемого не должна быть слишком сложной, поскольку имеющий высший орден Российской империи в столь молодом возрасте явно должен принадлежать к августейшей фамилии. Так подумал я и решил попробовать атрибутировать персонажа.
И… я пошел по неверному пути. Указанной в аннотации датировке «1910-е гг.» доверять не стоило, снимок явно выглядит как сделанный в более раннее время. Между тем на протяжении двадцати пяти лет – с 1882 по 1907 гг. – в России не было армейских гусарских полков, в начале этого периода они были переформированы в драгунские. Поэтому, по моей мысли, речь, скорее всего, должна была идти об одном из сохранявшихся все указанное время двух гвардейских гусарских частей – Лейб-гвардии Его Величества Гусарском или Лейб-гвардии Гродненском гусарском полках. Я обратился к перечню шефов и командиров этих двух частей за вторую половину XIX – начала XX вв., выискивая среди них представителей августейшей фамилии.
И нашел одного персонажа… которого с некоторой натяжкой, в определенном ракурсе, при определенном освещении и при наличии желания можно было «опознать» в герое нашего исходного фотоснимка. Это великий князь Павел Александрович. С 1865 г. (с пятилетнего возраста) до 1902 г., а затем опять с 1915 г. он состоял шефом Лейб-гвардии Гродненского гусарского полка
Но вот чувства удовлетворения, которое сопутствует успешно найденной разгадке, не было. И физиономическое сходство весьма относительное – у Павла Александровича специфическое, вытянутое лицо, все-таки заметно отличающееся от лица персонажа аукционного снимка. И возраст у героя спорной фотографии, как кажется, не менее лет двадцати. Павел Александрович, будучи рожден в 1860 году, этого возраста достиг, соответственно, в 1880 г. Но не покидало ощущение, что снимок сделан в более ранний период.
Тут я, как часто бывает, с опозданием, но наконец вспомнил, что надо бы проверить фотографию поиском Яндекса и Гугла по изображениям. Возможно, где-то снимок выложен с атрибуцией. И действительно, этот снимок с подписью-указанием на личность изображенного нашелся, причем, что самое странное, на том же аукционном сайте.
Согласно неизвестным мне экспертам, ни снимке представлен светлейший князь Евгений Максимилианович Романовский, герцог Лейхтенбергский.
Похоже, нет оснований не соглашаться с этой атрибуцией. Физиономическое сходство, как мне кажется, налицо
Евгений Максимилианович в 1874-77 гг. в чине полковника командовал 5-м гусарским Александрийским Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича-старшего полком. В этот период он, по-видимому, и сфотографировался в фотоателье «С. Левицкий и сын».
Все, вопрос разрешился? Не совсем. Некоторые нюансы, требующие объяснения, остались. За плечами герцога Лейхтенбергского (если это таки он, в общем - за плечами персонажа) на исходном фотоснимке явственно виден ментик. Между тем в армейских гусарских полках ментики были отменены в 1866 г. и оставлены только лицам, состоявшим в генеральских чинах. Евгений Максимилианович командовал Александрийским гусарским в 1874-77 гг. в чине полковника, то есть права на ношение ментика не имел. Что означает это противоречие? Возможно, герцог изображен в более ранний период своей военной карьеры, когда он еще не командовал, но состоял в каком-то гусарском полку? Но до вступления в командование александрийскими гусарами Евгений Максимилианович числился в лейб-гвардии Преображенском, лейб-гвардии Уланском полках, Оренбургском казачьем войске, не носивших гусарской униформы. Получается, либо представители августейшей фамилии и их родственники, к которым относились герцоги Лейхтенбергские, состоя в гусарским полках, неофициально пользовались правом носить ментик, даже не имея генеральского чина, либо это Евгений Максимилианович персонально нарушает официальные предписания и позирует в ментике в подражание гусарам прежних времен.
И еще один момент. Александрийский гусарский полк, как известно, традиционно носил черные доломаны. Но доломан на Евгении Максимилиановиче на исходном снимке не выглядит черным. Он выглядит примерно настолько же темным, как и штаны, бывшие серо-голубыми….
Позднее этот материал получил продолжение - https://dzen.ru/profile/editor/id/620e815748e4793a4d37e792/652fb1810966b827aaecd914/edit
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.