Фантастический сериал «1899» (2022 г.). Впечатления.
Помните недавний немецкий фантастический сериал «Тьма»? Перемещения во времени, запутанность, нагнетание и вот это вот всё? В конце всё разъяснили, временные петли развязали и на всех бабочек наступили (или наоборот, обошли стороной). Сериал был хороший, визуально и музыкально необычный, и смотрелся, несмотря на все свои нагромождения и запутанность, с интересом.
И вот, недавно выходит сериал «1899», созданный теми же гражданами, что делали «Тьму». Тоже фантастический. Как тут не посмотреть?
Тем более, завязка любопытная. 1899 – это год. Северная Атлантика, пароход, идущий из Европы в Америку, толпа разношёрстых пассажиров, разных социальных слоёв и разных национальностей… Интересно. (Ну тема с трансатлантическими пароходами мне симпатична, если что, вот ссылочка на мою «Лайнерную серию» в пяти частях).
Знакомых (лично мне) актёрских физиономий в сериале как-то немного, опознал всего двух – Путешественника-во-времени-во-взрослом-виде из той же «Тьмы», и гада-Квиберна из «Игры Престолов».
Среди персонажей (и актёров) полный интернационал. Что среди пассажиров первого или третьего класса, что среди команды. Немцы, англичане, французы, испанцы, японцы, датчане… Даже польский кочегар. И все на своих языках шпрехают. И все чего-то скрывают.
Мне это сборище почему-то напомнило акунинский пароходно-детективный «Левиафан». Но, в отличие от Акунина, тут не пара-тройка персонажей выдают себя не за того, кто они на самом деле. Тут таких больше половины. А у второй половины имеются преизрядные скелеты в шкафу. Или слегка подтекающая крыша. Или всё сразу. Ух, гремучая смесь.
А тут ещё и всякое «непонятное» начинает твориться. То по дороге находится пропавший полгода назад в Атлантике пароход той же компании, то исчезнет девочка-пассажирка, то ещё какая-нибудь фигня случится. Нагнетается, нагнетается… Делается вид, что тут у нас хоррор и мистика. Дальше нагнетается. Потом поворачивает в фантастику. Продолжает нагнетаться… И финал падает на головы зрителей стремительным домкратом.
Так, погодим переходить к плохому, ещё пару слов о хорошем.
Вступительные титры всех серий идут под изрядно переделанную песенку "White Rabbit", поэтому, когда под конец первой серии, на завершающих сценах, заиграл оригинал от Jefferson Airplane, я особого значения не придал. Прикольно получилось, ну и ладно. А тут - р-раз! - и в следующей серии завершающие сцены пошли под "Child In Time" от Deep Purple. Вот это было реально круто. И стало понятно, что это у сериала фишка такая. Явно намекающая, что никакой это не 1899-й год, и никакая не мистика. Для особо непонятливых следующим финалом серии завернули Blue Oyster Cult и их "(Don't Fear) The Reaper". (Ещё здесь Black Sabbath с "The Wizard", Джимми Хендрикс с "All Along The Watchtower", а финалом пошёл Дэвид Боуи и его "Starmen", что как-бы символизировало. Ещё парочку песен не опознал). Лично мне этот приёмчик понравился. Тем более, все эти песенки я знаю, и они подавались «со смыслом».
В интернете, в отзывах, читал недовольство «повесточкой» в сериале. (Вы задолбали уже видеть её везде и во всём). Ну, есть персонаж-негр (условно говоря, французский сенегалец из Иностранного Легиона), и что? Есть гейская парочка (даже чуть больше), и что? Они тут скрываются ото всех и порицаются обществом. (Хотя да, несколько сцен с ними фу, противные, ну, что поделать). «Сильные и независимые»? А то, что главная героиня – женщина, и весь смысл в том? Показать её «ужас, какой дурой» или «прелесть, какой дурочкой», но не дай бог, не «умной и сильной»? На половину экранного времени? Ой не к тому вы цепляетесь, критики, не к тому.
А теперь о плохом. О том, что напрочь убило положительные впечатления.
Дело не в том, что океанский лайнер конца 19 века толком и нормально показали только на «нарисованных» видах издаля, а внутри получилась какая-то фигня, особенно в котельном отделении. И не в том дело, что «социальные» конфликты, взаимодействия и общая обстановка тут очень поверхностные (они ещё и не главными оказались). И даже не в том дело, что финал откровенно обесценивает все эти «скелеты в шкафу», предыстории и характеры персонажей, и прочие связанные с ними закидоны (хотя это вообще очень обидно).
А дело в том, что досмотрев последнюю серию до конца понимаешь, что предыдущие семь серий тебя откровенно дурачили и водили за нос. Что фильм совсем «не о том». И невозможно «отмотать плёнку назад», логика повествования рассыпается при мысленной прокрутке событий с конца в начало. Вот зачем так?!
Зачем надо было городить огород, зачем выстраивать весь это странный карточный домик, чтобы потом одним махом смести его?
Похоже, кому-то не давали покоя «антилавры» сериала «Мир Дикого Запада». Где после великолепного и логически завершённого первого сезона сняли не особо нужный, но тоже завершённый второй сезон, а потом повернули повествование совсем в другую сторону, бахнув отвратительный третий, после которого финальный четвёртый я даже смотреть не хочу. Здесь, в «1899», вы решили всё это уложить в один сезон, в его последнюю серию?
И ведь, в отличие от той же «Тьмы», тут, в «1899», недосказанность и «завязки на будущее» уже не выправить вторым сезоном, тут повествование переворачивается с ног на голову бесповоротно.
Блин.
Конечно, может я тупой и чего-то не понимаю. Может быть, другие зрители, посмотрев этот сериал, мне всё смогут объяснить и растолковать. Может быть, тут не теряется логика при «прокрутке задом наперёд». Может быть. Именно поэтому я, всё взвесив и обдумав, пишу эту заметку сейчас, а не месяц назад, когда сериал вышел.
Поэтому не буду ставить однозначную оценку, в надежде, что мне объяснят, что это на самом деле хорошо. Ограничусь лишь эмоциональной характеристикой: «Замах на рубль, удар на копейку».
#кино #сериалы #netflix #фантастика