Найти тему
Пенсионер с удочкой

Азы техники зимнего блеснения окуня

Оглавление

Это продолжение о цикла "Зимняя блесна для чайников", но, если в первых трех статьях говорилось непосредственно о снастях, то в этой мы поговорим о процессе рыбалки. Вы пришли на водоем, у вас есть набор снастей, и вы примерно оценили вероятные места нахождения окуня. Как блеснить, какие при этом допускаются частые ошибки, как их исправить или проконтролировать? Об этом данная статья..

И начну я эту статью описанием основных приемов работы с блесной, то есть с техники блеснения.

Собственно, в первой статье, когда говорилось о типах блесен, перечислялись основные виды игры блесны и технические действия удильником, которые надо совершить, для получения нужного поведения блесны. Кратко повторю:

Планирование - плавный подъем и свободный сброс

Осыпание - подъем с небольшим ускорением в конце (рывок)

Гвозжение - короткие подергивания-опускания

И в принципе всю технику работы с блесной можно представить как комбинаторику этих приемов. Объединяет их то, что все они выполняются по вертикали, отличаясь амплитудой и скоростью. Игра той или иной блесны по разному может отзываться на действие удилильника, но арсенал действий для разных блесен в общем-то одинаков, и определяется в первую очередь руками рыбака и его пониманием игры блесны.

Но эти три базовых приема - это как палочки в прописях, они составляют основу букв, но поэма или даже маленький рассказ пишутся не палочками, а словами. И в нашем случае рассказ, это последовательность технических действий, приводящая к поимке рыбы, больше того, учитывая, что окунь рыба стайная, задача поймать окуня на самом деле складывается из подзадач: найти место его концентрации, собрать максимально близко к лунке, поймать, удержать у лунки, в идеале минимизировать время поимки.

Техника подразумевает для решения разных задач использование разных приемов.

Основные приемы игры

Конечно, может и повезти, и вы попали на плотную стаю окуня

Чаще бывает что окунь рассредоточен, как по площади, так и по глубине. Но при этом обычно он достаточно любопытен. Поэтому для начала стоит попробовать заметной блесной с большим радиусом планирования, собрать его максимально плотно к лунке и в одном горизонте.

Несколько (5-7) плавных взмахов с амплитудой движения концевика хлыста в зависимости от глубины водоема и размера блесны - от 30-40 см до 60-70 см, со свободным падением и ожиданием возврата блесны в вертикальное положение. После чего стоит выдержать паузу и , если нет поклевки, повторить уже меньшую серию махов. Для подобной цели подходят блесны типа "лодочка", "листик", "прокладка" (см. статью "О зимней блесне для чайников")

Если поклевка есть, то можно переходить на менее амплитудную, короткую игру, с опусканием блесны в одну точку без вертикального отклонения. В принципе такую игру позволяет осуществлять практически любой тип блесен, при соответствующем подборе амплитуды и скорости. Но если есть активный окунь, то лучше поставить блесну с малым отклонением типа "гвоздик", "маропедка", "шпрот-с", "торпедка"

Если поклевок нет на глубине, стоит проверить разные уровни, для чего пройти короткими подъемами с короткими же опусканиями снизу вверх. Останавливая блесну примерно на половине хода вниз, а взмах вверх каждый раз делая чуть выше. Возможно описание не совсем понятно, но по смыслу это похоже на то, как осуществляется подъем мормышки рывками, только амплитуда гораздо больше, а частота естественно ниже. Иногда подобный прием осуществляют , используя вторую руку для ограничения движения хлыста вниз. (что тоже возможно скопировано у мормышечников, только там как правило ограничивают движение пальцем, как бы постукивая хлыстиком удочки по нему). Подъем может осуществляться на небольших глубинах практически до самой кромки льда, на глубинах больше 4-5 метров, как правило выше полводы блесну не поднимают. Систематически в некоторых точках подъема делают паузы по 10-15 секунд.

Еще один прием применяют в случаях пассивного окуня, для собирания к лунке. По смыслу это тот же самый сброс блесны, но с увеличенной высоты, и без ожидания возврата. Поднимают удильник как можно выше, и сбрасывают блесну в свободное падение, резко опустив кончик удильника к лунке. При этом при хорошо планирующей блесне есть смысл немного увеличить длину лески, так, что бы упавшая блесна , выбрав ход лески упала на дно. И дальше медленно ее подтягивают под лунку, блесна при этом движется по дну, поднимая небольшую муть. Прием достаточно рискованный, поскольку может привести к зацепам.

Постукивание по дну короткими ударами тоже может активизировать собранного под лункой окуня. Некоторые рыбаки рекомендуют на каждой новой лунке до фазы активного привлечения окуня сбросом блесны, сделать 3-4 удара блесной по дну. Выдержать небольшую паузу, а потом уже делать активные сбросы или короткие осыпания блесны.

В случае нахождения большой стаи окуня, представляет интерес вариант подъема стаи выше, ближе к лунке, за счет активной игры, с уменьшением отпуска блесны вниз. По мере того, как окунь поднимается - сокращается время вываживания, ну и важный момент - если появляются конкуренты, то они не сразу попадут в вашего окуня, поскольку сначала начнут облавливать нижний горизонт.

В принципе , каждый рыболов имеет свой набор приемов, для своих любимых блесен.

Основные ошибки

Отсутствие или недостаточная продолжительность пауз

Пауза между взмахами, а особенно между сериями взмахов имеет огромное значение. 80% поклевок (а то и больше) происходит не просто во время паузы, а когда блесна полностью или почти полностью успокоилась.

Лучше сделать более продолжительную паузу, чем не делать ее вовсе, ил сделать короткой. На видео некоторых нынешних любителей подводной съемки можно иногда наблюдать такую картину: блогер снимает окуня и блеснение, и на камере видно, что и окунь есть, и блесна играет, явно вызывая интерес полосатого хищника, но ... окунь не успевает схватить блесну, а она уже ушла на новый цикл игры. И раздается комментарий неудачливого автора: "Видим, что окунь сегодня не активен!" А всех дел то было - выдержать паузу чуть дольше.

Хаотичная или излишне активная игра

Собственно это прямое следствие неумения держать паузу и непонимания характера игры блесны. Рыбак дергает удильником так, что даже гвоздящая блесна начинает носиться в лунке, как наскипидаренная. Направления движения меняются произвольно, амплитуда разная, движения блесны не поддаются прогнозированию. Абсолютное большинство рыб отреагирует на продолжительную хаотичную игру предсказуемо - уплывут в более спокойное место.

Что бы справиться с этой ошибкой, надо во-первых понимать характер игры конкретной блесны, а во-вторых распознавать по леске и кончику удильника момент окончания текущего падения блесны. Это одно из первых умений, которое надо освоить начинающему блеснильщику.

Для "гвоздиков" все просто - остановка движения происходит в конечной точке сброса, и практически совпадает с движением вниз удильника. Большинство современных блеснилок кивком не оснащаются, но как правило, на хорошем хлыстике момент окончания падения блесны виден, и ощущается как легкий одиночный удар.

У блесен планирующего типа окончание движения происходит в два этапа, достаточно хорошо различимых. Сначала отображается "удар" соответствующий тому, что блесна в своем планировании в бок выбрала весь ход лески, а потом , под воздействием силы тяжести, блесна приходит в вертикальное положение под лункой, вытягивая леску, и когда блесна (и леска) оказывается перпендикулярна поверхности воды в лунке, происходит второй "удар", зачастую менее заметный, чем первый. Но по леске, принявшей вертикальное положение достаточно легко понять, что блесна "успокоилась".

Блесна "осыпающаяся" планирует с меньшим отклонением, чем предыдущий тип блесен, зато она падает почти горизонтально. И у нее так же распознается "двойной удар". Первый удар происходит, когда блесна натягивает леску задней частью, той за которую она привязана. После чего происходит короткое падение вниз на 90 градусов свободного конца блесны с крючками. Здесь интервал между 1 и 2 ударами существенно меньше, чем в случае активного дальнего планирования блесны.

Умение распознать окончание движения поможет вам и выдержать правильную паузу, и избежать излишне хаотичного движения блесны.

Стремление ловить у самого дна

Особенно грешат этим начинающие блеснильщики (как я например), привычка, привитая ловлей на мормышку: опустил приманку и как правило работа у самого дна оказывается самой эффективной. С блесной крепко не так. Конечно окунь разделяется по типу основного своего питания на того, кто у дна находит всяких личинок и червяков (матерые блеснильщики называли в советское время таких окуней пренебрежительно "козявочники", как кстати и любителей мормышки, этого окуня ловящих) , и окуней, которые перешли полностью на хищный образ жизни и в основном питающихся мальком. Понятно, что и первые при случае не побрезгуют зазевавшимся мальком, подходящего размера, и вторые могут не пропустить мимо рта аппетитного червяка, но надо понимать, что конечно окунь будет держаться там, где есть для него пища. И стайный охотящийся на малька окунь распределяется в объеме воды так, что бы было удобно атаковать стайного же малька. Поэтому очень часто окуня на блесну находят и ловят на глубине 1-1,5 метра ото дна, а на больших глубинах иногда и выше. Но даже и при ловле "козявочника" есть смысл не держать блесну у самого дна. Поскольку идеология блесны - это привлечь внимание окуня, сымитировав или объект охоты ( для хищного окуня), или пищевого конкурента, утаскивающего какой-то небольшой пищевой объект (для окуня, питающегося донными личинками). Разным будет при этом объект атаки - либо тело блесны, либо подвес или бусина на крючке. Поэтому минимум на котором есть смысл в 90% случаев держать блесну , эт о сантиметров 25-30 ото дна. Тем более это поможет избежать донных зацепов.

Вот пожалуй что надо знать для начала о технике блеснения окуня зимой. Но для того, что б технику успешно применять, надо найти перспективные точки на водоеме. О тактике поиска окуня на водоеме я напишу следующий блог.