Помимо фабрик-кухонь и домов культуры, в 1920-х начинают активно строить хлебозаводы: большие и механизированные. Появляется даже Трест хлебопечения и опытная лаборатория. А для специалистов треста в 1934 году начинают проектировать комфортабельный дом на Кронверкском пр. (тогда пр. Максима Горького).
Проект разрабатывает архитектор Я.О. Рубанчик. Построен дом был к 1936 году.
На первый взгляд кажется, что дом сделан в традиционной эстетике, но, приглядевшись, можно заметить, что, напротив, все традиции нарушены, «вывернуты наизнанку», посредством чего получен интересный и запоминающийся визуальный эффект. Фасад дома богато декорирован, что не характерно для конструктивизма, зато характерно для застройки Кронверкского проспекта, в которую этот дом вписывался.
Цоколь дома, в начале XX века обычно покрывавшийся рустом, здесь сделан гладким, за исключением рустовых вставок в просветах между окнами первого этажа, которые невольно привлекают взгляд. Зато третий, четвертый и пятый этажи украшены рустом с грубой фактурой.
— Е.В. Первушина «Ленинградская утопия»
Если сравнить постройку с проектом из архива видно, что изменения практически не вносились. Только оформление арки выглядит иначе
Сама арка тоже оформлена довольно интересно.
Идея не новая, но вопрос всегда в конкретной реализации и эффекте, который получается
Двор небольшой, но просторный и это уже не «колодец», что логично для советской архитектуры.
Дворовый фасад также отделан рустом и здесь есть маленькие окошки.
Если обратиться к плану, то можно заметить, что эти окошки освещают комнату домработницы. Вообще, достаточно необычное решение, т.к. обычно делали полноценное большое окно. А также хочу обратить ваше внимание на то, что в квартире слева на плане ванная в ванной комнате, а на остальных помещение с душем! Пока что вариант с изначально запланированным душем я встречала только в сталинке середины 1930-х прямо напротив метро Пролетарская.
В объявлении о продаже квартиры я нашла ту самую комнату для домработницы с маленьким окошком
- «Холодный» шкаф в углу. Как раз в середине 1930-х начался переходный период, когда из стали проектировать под окном, а не в углу. Но здесь ещё «по-старому»
Сверяясь с планом, легко предположить, что это одна из двухкомнатных квартир посередине здания. Большая комната с двумя окнами
Здесь же интересная нетиповая дверь
Комната поменьше. Лепнина на потолке строгая, дубовые листочки и прочее появится только в конце 1940-х.
Всего в доме 21 квартира: 15 двухкомнатных, 5 трехкомнатных и 1 однокомнатная. Однокомнатную не видно на плане, но скорее всего это «квартира дворника» на первом этаже.
А также в доме есть лифт.
Кстати, тут же в двух шагах, на Татарском переулке в 1935 году архитектор Рубанчик проектирует второй дом ИТР Треста хлебопечения, который должен был быть по своим размерам гораздо больше первого.
План мелкий и не очень четкий, тем не менее у меня получилось рассмотреть планировки и те же самые маленькие окошки в комнатах домработниц.
Кроме этого, по плану можно понять, что здание планировалось действительно на этом участке
На основании постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР «О реорганизации Центросоюза» за № 2196 от 29 сентября 1935 года Центральный союз потребительских обществ (и ЛСПО в подчинении которого находился Трест хлебопечения) был ликвидирован. И, вероятно, это помещало реализации второго проекта. Уже в 1936 году на этом участке появилась школа на 880 учащихся по проекту архитектора И.Г. Капцюга (мастерская № 3, руководители - арх. Е. А. Левинсон и И. М. Фомин).