Во внутреннем убранстве дома казаки многое восприняли от горцев, татар и других народов. Стены горницы и спальни украшали ковры. На них развешивали оружие и конскую сбрую. На свободных участках помещали семейные портреты, фотографии и картины.
Во второй половине XIX в. ковроделие было распространено в Саратовской губернии им занимались переселенцы с Украины, в Михайловке и Покровской выделывали ковры из крашеной коровьей и овечьей шерсти и войлок, и кошмы – из верблюжьей. Изготавливали здесь ковры в небольших количествах и продавали на месте. А в больших масштабах ковроделием занимались в г. Камышине, в Дубовке, в Грязновской (Камышинского уезда) и Тихвинской (Царицынского уезда).
Особенно славились своими коврами дубовские мастерицы, их изделия отличались своеобразием. Ковры скупали перекупщики, или сами мастерицы продавали их на пристани в Камышине, собираясь у прибывавших пароходов.
Сначала изготовлением ковров занимались отдельные мастерицы, они самостоятельно выполнявшие все операции, начиная от прядения и окраски шерсти. К концу 80-х гг. XIX в. промысел сосредоточился в руках нескольких мастериц. Они закупали шерсть большими партиями на кожевенных заводах и раздавали пряхам-надомницам. Ссучивание шерсти в две нити, мытье и окрашивание хозяйки выполняли сами и затем они готовые нити передавали надомницам-коверщицам, получавшим сдельную плату.
Нитки для тканья и вязанья окрашивали, используя луковую шелуху, кору ольхи и яблони, дубовые орешки, листья яблонь и берез и пр. Окрашенные мотки промывали в речке или в пруду. А уже с 70-х гг. XIX в. для окраски тканей и пряжи стали применять фабричные красители: фуксин, анилин синий, яркий зеленый и др.
Техника тканья дубовских ковров заключалась в чередовании нитей утка с так называемыми стручками. «Стручки» нарезали из разноцветной пряжи. Чтобы они были одинаковой длины, нитки разных цветов аккуратно наматывали на палку (примерно в 2 см диаметром), а затем вдоль всей длины палки разрезали их ножницами. Полученные кусочки шерсти одинаковой длины раскладывали по цвету в отделениях специального ящика, который всегда стоял справа от мастерицы.
Завязывание «стручков» требовало большой усидчивости и обычно к этому привлекали девочек с 9-10 лет. Взрослая мастерица садилась в центре, а девочки-ученицы располагались на маленьких скамеечках по обе стороны от нее. На свободные нити основы крепился рисунок с узорами, глядя на который, мастерица подбирала шерсть нужного цвета. Девочки работали под ее руководством, осваивая постепенно весь процесс тканья.
По воспоминаниям старожилов, еще в начале XIX в. мастерицы использовали так называемые «персидские» узоры. Однако впоследствии традиция эта была утрачена, и в 80-х гг. XIX в. на дубовских коврах пышно цвели яркие розы.
#МузейШолоховаорукоделии #рукоделиенадону