Последнее время частенько стал прогуливаться мимо двух этих храмов. И каждый раз они привлекают мое внимание каким-то особым изяществом. И вот, наконец, решил зайти внутрь. Один из храмов постоянно закрыт – тот, который на фото стоит слева и который больше размером. Но что любопытно, сколько ни любовался им, ни разу не замечал, что храм этот – почти брат-близнец моего любимого храма Сергия Радонежского в Рогожской слободе, про который я так часто пишу и который постоянно показываю своим друзьям, гуляя с ними по Старой Москве.
Впрочем, лучше рассказать про все по порядку, иначе запутаемся.
…Троице-Введенская община единоверов
Приверженцы единоверчества – это разновидность старообрядцев, которые не отвергают и Русской Православной церкви. Или, если сказать иначе, это члены Русской Православной церкви, принявшие для себя держаться в богослужебной практике и домашнем укладе жизни старого, «дониконовского» обряда.
При желании можно почитать о них подробнее, существует масса источников. Для себя я выделил главную отличительную черту: фотографировать в храме мне не запретили, без слов пустили дальше притвора и никаких признаков враждебности, как было в одном старообрядческом приходе, не проявляли, даже напротив.
Скажу только, что для единоверов необычайно важна жизнь их общины и судьба каждого ее прихожанина. Церковь для них в первую очередь собрание верующих, а не каменный или деревянный храм. Что, собственно говоря, является действительной Евангельской истиной.
А то, что в Троицком храме, принадлежащем общине, 23 июня 1865 года состоялся чин присоединения к Православию пришедших из раскола старообрядческих иноков так называемой австрийской лжеиерархии, и вовсе произвело большое впечатление на многих старообрядцев-поповцев.
...История же этой общины такова
12 ноября 1799 года двести пятьдесят старообрядцев Рогожского кладбища подали митрополиту Платону прошение принять их в Православную церковь. И, после удовлетворения их желания, избрали себе место на берегу Яузы, в семнадцатом веке принадлежавшее боярам Салтыковым (от которых пошло название моста через Яузу, близ которого и находится это место). И вот в 1800 году часть этой земли выкупили под строительство храма московские купцы-единоверы: Григорий Александров, Дмитрий Ямщиков, Филипп Шелапутин и Осип Андреев.
Митрополит Платон одобрил также и их прошение о строительстве здесь храма, который был отстроен и торжественно открыт 16 марта 1801 года. Это был деревянный храм в честь Введения во Храм Богородицы.
…Первый каменный храм
Очень скоро пространства того храма стало не хватать быстро растущей общине, и в 1807 году здесь начали строить новую, каменную церковь Троицы Живоначальной. Правда изначально предполагалось, что строительство займет не более двух лет, а подрядчик обещал управиться и вовсе за год, однако работы затянулись аж до 1819 года (7 фото).
Все строительство и попечение о храме велись на личные средства купцов Александровых.
Новый храм в день своего открытия поражал благолепием. Величественный, пятикупольный в стиле ампир, с трапезной и трехъярусной колокольней. Своим богатым убранством и роскошной настенной росписью в греческом стиле, он заметно отличался от всех прочих российских единоверческих церквей.
Его иконостас состоял из икон, созданных в древнем стиле по рисункам Строгановских иконописцев. Было много и по-настоящему древних икон.
Когда в 1931 году храм закрыли, была сломана главка колокольни, а с куполов сорвали обшивку. В фасадах пробили окна, добавили межэтажные перекрытия и лестницы, пытаясь приспособить храмовое здание под жилье.
В итоге все очень быстро обветшало. Главы и кресты малых боковых барабанов были утрачены, а от центральной главы остался только деформированный металлический каркас. Долгое время скелет этого каркаса торчал над храмом, возвышавшимся над Яузой, видимый издалека всем проходящим мимо.
В 1966 году взялись за реставрацию храма. К 84-му году восстановили центральную и две боковые луковичные главки и кресты на них, но само здание очень долго еще пребывало скрытым в строительных лесах, пока не были восстановлены оставшиеся два купола.
В 1990-х годах леса, наконец, сняли. Храм сейчас принадлежит Троицкой общине, но единственное богослужение, которое в нем было проведено – это литургия на день Святой Троицы в 2019 году.
…Второй каменный храм
Церковь Троицы Живоначальной, открытая и освященная в 1819 году, была холодной, то есть не отапливалась. Поэтому богослужения в ней проводились лишь в летнее время. В связи с чем, а также благодаря тому, что росла сама община и увеличивались ее владения, спустя три года руководители общины согласились возвести еще один храм, теплый. Его строительство было начато в 1822 году на месте самой первой, деревянной церкви, сгоревшей за год до этого. Новый храм и освящен был под тем же именем, что и деревянный – в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
Завершили постройку новой церкви в 1825 году, а в 1826-м она была освящена.
Введенский храм по внешнему виду напоминает Троицкую церковь, но он меньше нее по размеру, а еще западный притвор с крыльцом выбивается из традиционной ампирной симметрии.
Впрочем, первоначально храм был совершенно симметричен. Колокольню и новый притвор с крыльцом достроили уже во второй половине девятнадцатого века. Но до сих пор все знатоки сходятся во мнении, что этот храм – один из лучших и ярких представителей позднего московского классицизма (5 фото).
А еще этот храм, в отличие от первого, открыт для прихожан и посетителей. И зайти в него обязательно стоит!
Его четверик завершен пятиглавием, а с севера и юга входы оформлены картинами тосканского ордера. Введенский храм, подобно Троицкому, богато украшен росписью в греческом стиле и также полон прекрасных старинных икон (15 фото).
А удивительные росписи свода и стен храма – как всегда – отдельной галереей! (22 фото)
…Церковно-приходское училище
Единоверческая церковно-приходская школа, что была создана при Троицкой общине около 1855 года (а по некоторым сведениям значительно раньше), являлась одной из самых известных, а на московском съезде единоверов, прошедшем в 1909 году, и вовсе была признана лучшей.
Уникальна она помимо всего прочего и тем, что специально для этой школы московский святитель Филарет написал особые правила, которые позже были рекомендованы и для других подобных учебных заведений. Вот некоторые из них:
- Оказывающим успехи в церковном чтении полезно в праздничные дни давать в церкви место на клиросе и давать им читать и петь, «дабы очевидность успехов их служила к утешению родителей и в поощрение прочих к учению».
- Обучение производить по книгам старопечатным или изданным в единоверческой типографии. Если между учащимися будут дети старообрядцев, то учителя должны «употребить особенное внимание, чтобы не смущать их неблаговременными обличениями раскола, но при мирном и кротком с ними обхождении внушать им уважение к общим правилам Единоверческой церкви и её учению».
- При начале и окончании учения в молитве и во всём соблюдать чин и обычай церкви Единоверческой, при каждом полугодовом осмотре церквей благочинным, ему предоставлять именной список обучающихся детей с показаниями: «с какого времени учатся, сколько успели и какими усматриваются в поведении».
Церковно-приходская школа, а затем училище для детей обоего пола, среди которых зачастую оказывались и дети старообрядцев-поповцев, находилась на втором этаже каменного здания, построенного в 1830 году. А в 1912 году по прошению церковного старосты и попечителя училища Я. М. Пашкова было начато строительство нового здания школы по проекту архитектора А. Стеменского.
- И в заключении, по многочисленным пожеланиям читателей, уточню: создавались эти два храма исторически как единоверческие. В настоящее же время они принадлежат РПЦ.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами. А еще – в репостах и, конечно, в вашей подписке на мой канал. Все это поможет другим читателям находить его, а также придаст мне веру в то, что мои рассказы и показы нужны и интересны.
Не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!