Некоторые места для прогулок и фотоохоты находятся сами и будто бы случайно. Так случилось и с этим местом. Из окна электрички я увидел колокольню, заинтересовался, заглянул в Яндекс-карты найти, что это я такое только что проехал? Оказалось - Духовный центр Русской православной старообрядческой церкви. На обратном пути вышел на несколько остановок раньше...
Если не ошибаюсь, это было даже раньше, чем я узнал о теперь уже своих любимых Рогожской и Алексеевской слободах. И это будет восьмой мой пост об этом старинном районе Москвы. Последний ли?
...Первая достопримечательность
Как только мы вошли на территорию центра, нас встречает установленный на искусственном возвышении поклонный крест в память о герое Отечественной войны 1812 года атамане Донского казачьего войска старообрядце Матвее Ивановиче Платове (3 фото).
Изгнав из Москвы Наполеоновские войска, казаки во главе с атаманом Платовым заняли столицу. Будучи староверами, они начали обращаться в Рогожское за исполнением своих духовных треб. При том, что в те времена отношение к старообрядцам в России был неоднозначным.
Таким образом, благодаря казакам, старообрядцы получили возможность совершать литургии в храмах возле Рогожского кладбища. Однако после воцарения Николая Первого их богослужения были запрещены вплоть до закона о свободе вероисповедания, который был принят в России в 1905 году.
...Зачем Екатерина подарила землю староверам
Рогожское — это духовный центр Русской Православной Старообрядческой Церкви, который включает в себя Кафедральный Собор Покрова Пресвятой Богородицы, Храм Рождества Христова, Храм-колокольню Воскресения Христова, здание митрополии, дом причта, духовное училище и старинное рогожское кладбище (еще одно место в Москве, где захоранивались жертвы чумы 1771 года).
Собственно, с чумы все и началось. Тела забранных гибельной эпидемией надо было где-то хоронить, и хоронить желательно подальше от государевых владений; в результате чего повелением императрицы Екатерины Второй за Рогожской заставой, на самой окраине тогдашней Москвы, старообрядцам была выделена земля для организации кладбища.
Постепенно там же возникло большое духовное поселение с кельями, богадельнями и церквами...
...Староверы устраивают церкви
Сначала был построен храм во имя святителя Николы Мирликийского (4 фото).
Затем было начато сооружение (по официальному наименованию) часовни, по сути же — огромного летнего храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы (10 фото).
Однако московским старообрядцам не дали докончить его строительство по намеченному плану. Петербургский новообрядческий митрополит Гавриил донес о его возведении императрице, утверждая, что старообрядцы своею постройкой унижают господствующую церковь. Началось расследование, и в результате храм был достроен в урезанном и окургуженном виде: вместо пяти глав оставлена только одна, центральная, обломали выступы для алтарей, понизили само здание. Снаружи храм стал выглядеть как простой дом. Зато внутри он поражает великолепием настенной росписи и строгой красотой древних икон (4 фото).
В 1804 году по проекту архитектора Жукова был построен Христорождественский зимний храм с централизованным отоплением. Храм имеет уникальные архитектурные особенности — сочетание классицизма и русской неоготики. С его внешней стороны, также как и у кафедрального собора, отсутствует алтарная апсида, но алтарь устроен внутри храма. В настоящее время восстановлены фрески на фасадах — Троица Ветхозаветная и Спас Смоленский с предстоящими. Главной функцией Рогожской общины была благотворительность (3 фото).
В начале девятнадцатого века на Рогожском кладбище начинается строительство домов призрения для инвалидов и престарелых. На земле общины были выстроены также приют для душевнобольных женщин, сиротский дом. В 1830-х годах общее количество призреваемых превышало тысячу человек.
Кроме богоугодных заведений строятся жилые дома, палаты для церковного причта, для певчих. В отдельном доме размещалось церковное училище. На территории Рогожской слободы располагалось пять женских монастырей, в 1845 году на Рогожском кладбище инокинь и послушниц было 164 человека.
...Храм-колокольня
Величественная колокольня во имя Воскресения Христова была заложена в 1908 году. Случилось это в память о том, что старообрядцам России было даровано право открыто исповедовать свою веру и свобода совершать богослужения.
По фасаду сооружение было украшено рельефами с орнаментом, полуколоннами и композицией с птицей-пеликаном. Внутри храм был расписан в новгородском стиле шестнадцатого века.
Чуть позже в честь этого события был построен храм-колокольня Воскресения Христова (7 фото).
К слову сказать, эта колокольня имеет высоту ровно 80 метров, что лишь на метр ниже колокольни Ивана Великого в Кремле.
...Покои митрополита
Здесь же, в Рогожском, располагается здание старообрядческой митрополии, в котором регулярно проходят Советы Митрополии, совещания епархии, ежегодный Освященный Собор (3 фото).
Митрополичьи покои находятся в юго-западном углу монастырских стен. Сейчас в них останавливается Патриарх, раньше же на их месте была келья настоятеля.
Нынешний вид Митрополичьи покои прибрели в середине восемнадцатого века при митрополите Платоне. Ранее зал покоев назывался Царской палатой, будучи украшенным портретами государей с государынями и архимандритов Лавры.
...Богадельня Белова
Богадельный дом купца Якова Белова, владельца шерстно-бумагопрядильной фабрика был построен в конце девятнадцатого века.
В советские времена в нем располагалась школа, а затем - детский дом. В настоящее время используется в качестве старообрядческой гостиницы.
...Было "старо...", стало...
Упоминавшийся выше храм святителя Николы Мирликийского изначально являлся первой из старообрядческих святынь при Рогожском кладбище. Самая первая, деревянная часовня была сооружена здесь в далеком и страшном 1771 году. В 1776 году московские купцы-староверы возвели на ее месте храм в стиле классицизма, который в 1864 году был перестроен в стиле русского узорочья по проекту архитектора Василия Карнеева. Заново была построена и трехъярусная колокольня (4 фото, сделанных зимой 2021 года).
В 1854 году храм у старообрядцев изъяли, и он стал принадлежать единоверческой церкви - одному из течения старообрядчества, находящегося в юрисдикции Русской Православной церкви. В настоящее время храм окончательно передан РПЦ (12 фото).
Кстати сказать, попасть внутрь старообрядческого храма, не будучи старообрядцем - весьма непростая задача. Я бы сказал, задача, которую нет необходимости решать, если ты не старовер. Тебя впустят в двери храма, но пройти ты сумеешь не дальше нарисованный при входе черты. Как когда-то в Иерусалимский храм не мог войти необрезанный Иудей, так и в церковь староверов не войдет никто, не принадлежащий сей церкви.
А в храм Николы Мирликийского, более известного под именем Николая Чудотворца или Николая Угодника - вход свободный!
...Иордань староверов
Закончу я свой рассказ о старообрядческом подворье на берегу Рогожского пруда.
Когда-то за Рогожскими храмами находится пруд с чистой водой шестидесяти сажен длины и пятнадцати ширины, с протоком воды, выведенным на юг. Обычное купание или, не дай Бог, стирка белья в этом пруду были строжайше запрещены.
На особом помосте здесь была устроена часовенка "Иордань", в которой трижды в году святили воду (6 фото).
Позднее пруд был засыпан, и вновь его восстановили летом 2009 года.
Напомню, что это был восьмой пост, посвященный Алексеевской и Рогожской слободам.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца. Буду очень благодарен комментам, отметкам и подписке - все это придаст мне веру в то, что мои рассказы и показы нужны и интересны. И продемонстрируют это Дзеновским алгоритмам.
Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!