Как раз в том месте, где стоят храмы Алексия Митрополита и Сергия Радонежского, заканчивается Алексеевская слобода и начинается слобода Рогожская, она же Ямская.
И это будет пятый рассказ об Алексеевской слободе и ее окрестностях.
...С легкой руки Годунова
Церковь Сергия Радонежского стоит на Николоямской улице. Это название происходит от слова "ямы", так назывались в те времена почтовые станции с постоялыми дворами и конюшнями.
В конце шестнадцатого - начале семнадцатого веков здесь селились ямщики, занимавшиеся "ямской гоньбой" - доставкой государевой почты и перевозками товаров. В 1595 году Борис Годунов устроил такие почтовые станции на всех московских заставах.
Благодаря этому слобода называлась еще и Гонной.
В Рогожской ямской слободе начиналась дорога, ведущая на Владимир и Нижний Новгород, благодаря чему с начала семнадцатого столетия эта местность активно застраивалась, росла плотность ее населения. Помимо ямщиков здесь начали селиться всевозможные ремесленники, основывая собственные слободы и слободки. Большинство из них строили собственные храмы, этим объясняется столь близкое соседство церкви Сергия Радонежского с храмом Алексия, о котором шла речь в предыдущем посте, и храмом Николы "На Ямах", который до наших дней не уцелел, быв снесен после революции.
...История изменений
Первый деревянный храм жители Рогожской слободы выстроили в 1625 году, а первое упоминание о сменившем его каменном храме относится к 1722 году. Главный престол храма был освящён в честь Святой Троицы, но по причине того, что Троицкими назывались очень многие церкви Москвы, этот храм был назван в честь преподобного Сергия Радонежского, престол во имя которого был освящён в приделе. Да и соседство с монастырем, первым игуменом которого был Андроник, любимый ученик Сергия, также сыграло свою роль.
Однако тот храм был разграблен и уничтожен французами, и в 1818 году на средства прихожан возвели новый, в стиле ампир, который мы и видим сейчас (7 фото).
Трехъярусную колокольню пристроили в 1864 году.
...Убранства и росписи
Большая часть росписи стен была выполнена в 1876 году московским изографом Андреем Рогожкиным, некоторые же были добавлены уже в двадцатом столетии (14 фото).
Росписи сводов храма хочется показать отдельно. Ими каждый раз особенно любуюсь (10 фото).
По богатству внутреннего убранства и по подбору древних икон, в основном первой половины семнадцатого века, храм преподобного Сергия мог соперничать с соборами Московского Кремля (12 фото).
Говорят, этому есть две причины. Первая - обычная и естественная: в приходе храма было много купцов и промышленников, совершавших богатые пожертвования. Вторая - более любопытна. Храм стоит в Рогожской слободе, которая издавна известна как вотчина московских старообрядцев. Еще Екатерина Вторая после эпидемии чумы в 1771 году пожертвовала их общине землю возле Рогожской заставы. В результате храму Сергия Радонежского начали оказывать всестороннюю поддержку московские власти. Они были заинтересованы в приближении старообрядцев к православной церкви, и поэтому следили за тем, чтобы храмы, расположенные рядом с большими старообрядческими общинами были богато украшены.
С этой же целью в 1899 году при храме было освящено здание аудитории для собеседования со старообрядцами и религиозно-нравственных чтений, вмещавшее до тысячи человек.
Также здесь проходили концерты духовной музыки. При храме пел замечательный хор слепых, один из лучших в Москве.
...Горькое наследие
Храм преподобного Сергия был закрыт в 1938 году. Перед самым закрытием из храма удалось спасти несколько древних икон, однако большая часть икон и церковное убранство были уничтожены. Старинные иконы и церковное убранство рубили топорами и сжигали на костре. В костёр были отправлены также церковные книги и бесценные ноты для слепых.
А когда в 1993 году вокруг храма начали производить ремонтные работы, у северной и южной стен и в подвале храмовой трапезной были обнаружены человеческие кости и черепа с пулевыми отверстиями, фрагменты одежды и обуви двадцатого века. Очевидно, что останки жертв антирелигиозных репрессий были без долгих раздумий зарыты прямо здесь, среди старых могил. Это тем более неудивительно, если учесть, что чекисты еще в 1918 г. облюбовали близлежащий Андроников монастырь, устроив там концлагерь.
Поминальный крест с надписью "Замучены были дабы получить Воскресение. Убиенным, замученным и пострадавшим от богоборческой власти в лютую годину гонений на Церковь за веру Христову" был установлен близ места, где были обнаружены останки.
Это был пятый пост из серии рассказов об Алексеевской слободе и Рогожке - о старинном районе Москвы возле Таганки.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!