Европейские лидеры недовольны политикой США, которая усугубляет экономические проблемы Евросоюза, и без того испытывающего сильнейшие последствия антироссийской санкционной кампании. Президент Франции Эммануэль Макрон пытается примерить на себя роль спасителя ЕС, отправившись на переговоры в США. Но, как заметил в комментарии для «Слово и Дело» экономист Георгий Остапкович, чтобы что-то от Вашингтона получить, для начала придется что-нибудь ему пообещать.
Американское издание The Wall Street Journal отмечает, что украинский кризис встряхнул Североатлантический альянс и спровоцировал бум в торговле и инвестициях между США и Европой. Однако активизация получилась несколько однобокой. Соединенные Штаты смогли выдавить российский трубопроводный газ с европейского рынка, частично заместив его своим СПГ. Это привело к возникновению заметной разницы между стоимостью производства по разные стороны Атлантики и, как следствие, к переезду европейской промышленности в Соединенные Штаты.
Параллельно американцы приняли «Акт о снижении инфляции», предусматривающий, в числе прочего, субсидии и налоговые льготы для компаний, которые будут развивать производство на территории США. Также этот закон толкает потребителей на покупку американской продукции, особенно в области электромобилей.
По информации WSJ, Макрон планирует просить у американского президента Байдена таких же исключений из правил, какие сделаны для Канады и Мексики. Однако, по мнению Георгия Остапковича, на односторонние уступки Байден не пойдет.
«В первую очередь Соединенные Штаты заинтересованы давать такие привилегии своим компаниям и ближайшим поставщикам. Той же Канаде и Мексике. Как они поведут себя с Европой — это процесс договоренности. Они могут пойти на какие-то облегчения этой ситуации, но в порядке обмена, запросив у Европы соответствующие послабления в торговле», — пояснил экономист.
Эксперт напомнил, что такой подход к достижению собственных целей является характерным для Соединенных Штатов. Не так давно аналогичную схему демонстрировал экс-президент США Дональд Трамп в отношениях с Китаем. Он сначала вводил ограничения, а затем выторговывал преференции для Америки в обмен на послабление барьеров. Впрочем, как подчеркнул Остапкович — такая деятельность является нормой не только для США. В том или ином виде эту схему используют все желающие.
Такого же мнения придерживаются и в Европе. Тот же Макрон заявлял, что Евросоюзу нужен свой акт «покупай европейское» — по аналогии с американским. Соответственно, вместо пряника французский президент может попытаться угрожать Байдену кнутом в виде введения дополнительных таможенных барьеров или налоговых субсидий для европейской промышленности.
По мнению Георгия Остапковича, такой вариант не исключен, хотя в долгосрочной перспективе он скорее навредит европейцам, чем поможет.
«Введение любых законов, которые ограничивают возможности международной торговли, как правило, вредно влияет на экономику любых стран. Потому что именно неограниченная международная торговля является двигателем экономического роста. Вводить эти программы можно, но только очень осторожно, когда ты знаешь, что у тебя переизбыток производства, что ты можешь это выполнить. Но в принципе ограничение международной торговли — это вредное занятие для любых стран», — пояснил эксперт.
Европейцы уже столкнулись с тяжелыми экономическими последствиями, когда ввели односторонние санкции против России. Какими будут последствия от возможных ограничений против американских товаров — можно только гадать. Но, учитывая и без того кризисное положение в экономике ЕС, сомнительно, что Европа сможет запугать Америку.
Пока ЕС и США, не убирая с лица дипломатических улыбок, ведут друг с другом подковерную экономическую войну, Россия открыто укрепляет экономические связи с Кубой. Ранее советник директора Института Латинской Америки РАН Николай Калашников рассказал журналу «Слово и Дело» о роли Острова Свободы во внешнеполитических устремлениях России.