Мы можем много говорить о теории цветовых сочетаний. Существуют даже таблицы цветовых гармоний (например, таблица Оствальда), но они, скорее, подходят для использования в области дизайна. Мы не сможем их применить ни к одному значительному произведению живописи. Таблица покажет, что в живописи Тициана нет гармоничных сочетаний, а мы видим в его произведениях совершенную гармонию. В живописи взаимоотношения цветов гораздо сложнее. Мы можем изучить символику цвета, но оттенки чувств и смыслов, передаваемых живописным произведением, будут значительно глубже. Мы можем знать психологию восприятия цвета, но в картине цвет может изменить своё воздействие на противоположенное.
Всю сложность отношений цветов в живописном произведении определяет колорит. В истории искусств до сих пор нет чёткого определения этого понятия. В то же время, колорит является наиболее поэтическим, наиболее личным элементом для каждого художника.
Э. Делакруа писал в дневнике: "Если мы бросим взгляд на окружающую обстановку, будь то пейзаж или интерьер, мы заметим, что между вещами, представляющимися нашему взору, существует своеобразная связь, созданная окутывающей их атмосферой и разнообразными отражениями света, которые вовлекают каждый предмет в некую общую гармонию». Эта связь, эта атмосфера – и есть колорит.
И. Репин говорил: «Колорит наш — не изящные пятна, он должен выражать нам настроение, душу, он должен расположить зрителя, как аккорд в музыке. Б. Кустодиев называл колорит оркестром красок. Д. Уистлер определил колорит, как композицию цвета.
Д. Рейнолдс сказал: «Колорит решает первое впечатление, которое производит картина: в зависимости от него зритель, идущий по галерее, остановится или пройдет мимо. Чтобы с первого взгляда произвести большое впечатление, надо избегать всех пустяковых или искусственных эффектов, вроде мелочной игры пятен света или особого разнообразия оттенков; спокойствие и простота должны господствовать над всем произведением».
Понятие колорита многозначно, для каждого художника оно наполнено собственным смыслом. В результате своей мифотворческой деятельности, художник создаёт собственную модель мира, непохожую на другие и ранее не бывшую, но достоверную, где колорит играет роль атмосферы, сообщает произведению эмоциональное звучание. Колорит — важнейший компонент художественного образа.
Колоритом можно назвать систему цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства, которая является одним из важнейших средств эмоциональной выразительности. Колорит может быть теплым (преимущественно красные, желтые, оранжевые тона) и холодным (преимущественно синие, зеленые, фиолетовые), спокойным и напряженным, ярким и блеклым, основанными на локальных цветах и на использовании тональных отношений.
Колорит может быть лиричным, как у Моранди, будоражащим, как у Ван-Гога, сдержанным, как у А.В. Васнецова.
Колорит - это не монохромность, но и не пестрота. Например, в картинах Рембрандта количество использованных цветов очень невелико, зато разнообразно и сложно их размещение на полотне, все колористическое и тональное богатство достигается не за счет использования большого количества цветов, а лишь за счет их сочетания и разнообразия текстуры.
В колорите свет и цвет выступают в неразрывном единстве. В природе, в городской среде, в интерьере почти никогда не бывает цветовой дисгармонии. Это объясняется тем, что свет, окружающий предметы, своим цветом (тёплым или холодным) объединяет все предметы в освещённых частях, и, в то же время, обуславливает общий для всех предметов цвет теней (соответственно, холодный или тёплый).
Существует мнение, что чувство цвета является врождённым. По этому поводу Э. Делакруа говорил: «Является предрассудком, будто колористами родятся, а рисовальщиками становятся». И, действительно, ранние работы Тициана, Рембрандта не отличаются ни изысканностью, ни мощью цвета, следовательно, неповторимый колорит, присущий их более поздним работам, явился результатом не только дарования, но и огромного труда.
К сожалению, в изобразительном искусстве теоретическая часть не разработана так, как, например, в музыке или в литературе. Поэтому художнику приходится опираться только на опыт своих предшественников и учителей. Самый простой путь для начинающего художника — ограничить свою палитру несколькими (например, тремя цветами) и решить, какого цвета будет больше. Именно этот цвет и определит колорит картины (золотое поле, серое утро).
Чувство цвета можно развивать, изучая и анализируя произведения мастеров, занимаясь живописью. Основа профессиональной деятельности живописца, развитое чувство цвета поможет дизайнеру и архитектору, сделает интересной и эмоционально наполненной жизнь любого человека.