Найти тему
Челгид

Премьера от Мольера: в Камерном театре Челябинска поставили комедию «Лекарь поневоле» (16+)

Все новое — это хорошо забытое старое. Вот и всем знакомая итальянская комедия Мольера «Лекарь поневоле» получила новое прочтение на сцене Камерного театра — благодаря постановке московского режиссера Елены Кузиной и жанру дель арте. Челябинцы увидят забавный фарс с элементами клоунады, пародиями, цирковыми трюками и музыкальными номерами.

Режиссер Елена Кузина призналась, что добилась поставленной задачи — зрителям было смешно
Режиссер Елена Кузина призналась, что добилась поставленной задачи — зрителям было смешно

В последнее время в Челябинск все чаще приезжают режиссеры из других городов, чтобы поставить спектакли в местных театрах. Так, к примеру, новую версию «Марицы» Кальмана представил на сцене театра оперы и балета Василий Заржецкий из Санкт-Петербурга. А режиссер Марк Букин из Перми привнес свое видение в классическую историю Чехова «Три сестры».

-3

Режиссер Елена Кузина из Москвы год назад приезжала на челябинский фестиваль «Камерата» со своим спектаклем «Гамлет». Тогда она и получила предложение о сотрудничестве от Камерного театра, которое с удовольствием приняла. Изучением материала актеры занялись с сентября.

На сцене известные герои веселят зрителей в перерывах между эпизодами
На сцене известные герои веселят зрителей в перерывах между эпизодами

Иначе стиль искусства дель арте называют «комедия масок». В Италии и Франции XVI века эта форма развлечения появилась благодаря пантомиме. Странствующие актеры, не используя слов, с помощью мимики, жестов, а иногда и масок, разыгрывали на улицах городов комедийные сценки.

Жена главного героя решила отомстить Сганарелю и выдать его за лекаря
Жена главного героя решила отомстить Сганарелю и выдать его за лекаря

Давайте вспомним сюжет пьесы Мольера, который и лег в основу спектакля Камерного театра. Главный герой Сганарель (Антон Ребро) — весельчак и любитель выпить (на сцене он не расстается со своей фляжкой), нередко поколачивает свою жену Мартину (Алина Тягловская). Сцены их драк выглядят гротескно, как и полагается жанру дель арте. Поэтому больше напоминают не семейные разборки большими бамбуковыми палками, а клоунаду.

А вот сцена семейной потасовки, в которую втянули Пьеро. Тут скорее смешно, чем грустно
А вот сцена семейной потасовки, в которую втянули Пьеро. Тут скорее смешно, чем грустно

Однажды Сганареля принимают за известного лекаря, который «творит настоящие чудеса» (спасибо жене, которая решила таким образом отомстить ему за тумаки и навела на мужа слуг богача Жеронта). Сами жители, к слову, предпочитают обходиться без врачебной помощи, напевая песню, что от всех болезней их способно вылечить вино.

-7

Сганареля приглашают в богатый дом лечить дочку хозяина Люсинду от неизвестной болезни, которая лишила ее дара речи. Причем хворь эта у нее появилась с тех пор, как отец отказался выдать ее замуж за того, кого она хотела.

Слуги Жеронта — незадачливые и веселые, внезапно (как и все в жанре дель арте) в масках сварщиков
Слуги Жеронта — незадачливые и веселые, внезапно (как и все в жанре дель арте) в масках сварщиков

Оказавшись в роли целителя, Сганарель попадает в стерильный дом, жители которого охвачены фобией — они панически боятся бактерий и вирусов. На входе всех гостей с ног до головы опрыскивают антисептиком и даже огромной палкой из носа берут тест, который, к счастью, оказывается отрицательным.

Сганарель (на фото в центре) не имеет медицинских знаний, но он обаятелен и болтлив
Сганарель (на фото в центре) не имеет медицинских знаний, но он обаятелен и болтлив

Хозяин дома Жеронт предстает на сцене в медицинской маске, а мимы — в белых комбинезонах с противогазами, напоминающих о спецодежде врачей ковидных отделений, — все это дает отсылку к пандемии. Кстати, средневековые события, которые и явились источником появления комедии масок — это эпидемии чумы. Тот же костюм «чумного доктора» стал вдохновением для карнавальной маски.

Некоторые сцены дают отсылку к ковиду
Некоторые сцены дают отсылку к ковиду

«Я делала этот спектакль еще до ковида, но после него он выглядит особенно смешным. Вспомните, после чумы всегда возникали карнавалы. Поэтому спектакль, несмотря на смех, имеет свою горечь», — отмечает режиссер Елена Кузина.

Хозяин дома Жеронт выходит на сцену в медицинской маске
Хозяин дома Жеронт выходит на сцену в медицинской маске

Конечно, Сганарель не обладает медицинскими знаниями, но благодаря своему обаянию он быстро адаптируется к новым обстоятельствам. Вот он убеждает хозяина дома в том, что печень находится слева, а сердце справа. А показывает он «внутренний мир» человека на живой модели, то и дело тыкая в нее указкой. Ничего не напоминает? А-ля перфоманс от Елены Малышевой из ее программы «Жить здорово».

-12

В финале главный герой «лечит» других жителей города, получая за это щедрую плату, и помогает Люсинде вернуть дар речи и обрести счастье с ее ухажером Леандром. Ведь «любовь лечит лучше любого лекарства».

-13

Спектакль можно назвать иммерсивным: зрителя погружают в действие, которое разворачивается на сцене. Грань между актерами и присутствующими в зале будто стирается. Так, актеры часто поднимаются на сцену, проходя мимо всех зрителей, а мимы из зала поднимают таблички с эмоциями, которые должен дать в тот или иной момент зал: «ржать», «хлопать», «плакать» и так далее.

-14

Забавным был момент, когда у кого-то из зала зазвонил телефон. Ни секунды не мешкая, актер Антон Ребро, исполняющий роль Сганареля, со сцены «отыграл» этот неловкий момент. «Да-да, алло! Я сейчас не могу говорить, я в театре», — моментально отыграл он на сцене, сорвав бурные аплодисменты зала.

Палец после ожога у слуги Жеронта увеличивается до нереальных размеров. Что-то из клоунской темы
Палец после ожога у слуги Жеронта увеличивается до нереальных размеров. Что-то из клоунской темы

Сюжет комедии отличается простотой и даже примитивностью. Зато образы героев гротескны, сатиричны, их хочется разглядывать. Вот одна из обитательниц дома — кормилица в корсете с преувеличенно объемными формами. А слуги Жеронта внезапно в смешных гетрах и масках сварщиков (да, дель арте про маски, но в фарсе не имеет значения какие они: чем нелепее, тем смешнее).

Сцена операции прямо в стенах дома. Вместо дефибриллятора — два утюга
Сцена операции прямо в стенах дома. Вместо дефибриллятора — два утюга

Действие с утрированными деталями постоянно заставляет зрителя улыбаться, будь это драка бамбуковыми палками, обожженный палец одного из героев, который моментально увеличивается в размерах, крошечная клетка для лжеврача Сганареля или операция прямо в стенах дома, где в качестве дефибриллятора используют два утюга. Ловишь себя на мысли: то ли ты в цирке, то ли в сумасшедшем доме. Просто фантасмагория какая-то!

-17

Художник-постановщик Алина Алимова, которая так же, как и режиссер спектакля, приехала из столицы, детально поработала над каждым костюмом. Декораций на сцене немного, но, к примеру, мебель в форме круга изготавливалась специально для постановки. Она должна была быть не очень тяжелой и многофункциональной — разбираться на несколько частей.

-18

Все билеты на три премьерных показа «Лекаря поневоле» разлетелись мгновенно. В ближайшее время челябинцы смогут увидеть постановку в Камерном театре 7 декабря. Это спектакль, где не нужно искать символы и скрытые смыслы. Приходите просто расслабиться и посмеяться от души!

Подписывайтесь на наш канал, а также на группу «Челябинского обзора» ВКонтакте — еще больше статей, еще больше полезной информации.