Все новое — это хорошо забытое старое. Вот и всем знакомая итальянская комедия Мольера «Лекарь поневоле» получила новое прочтение на сцене Камерного театра — благодаря постановке московского режиссера Елены Кузиной и жанру дель арте. Челябинцы увидят забавный фарс с элементами клоунады, пародиями, цирковыми трюками и музыкальными номерами.
В последнее время в Челябинск все чаще приезжают режиссеры из других городов, чтобы поставить спектакли в местных театрах. Так, к примеру, новую версию «Марицы» Кальмана представил на сцене театра оперы и балета Василий Заржецкий из Санкт-Петербурга. А режиссер Марк Букин из Перми привнес свое видение в классическую историю Чехова «Три сестры».
Режиссер Елена Кузина из Москвы год назад приезжала на челябинский фестиваль «Камерата» со своим спектаклем «Гамлет». Тогда она и получила предложение о сотрудничестве от Камерного театра, которое с удовольствием приняла. Изучением материала актеры занялись с сентября.
Иначе стиль искусства дель арте называют «комедия масок». В Италии и Франции XVI века эта форма развлечения появилась благодаря пантомиме. Странствующие актеры, не используя слов, с помощью мимики, жестов, а иногда и масок, разыгрывали на улицах городов комедийные сценки.
Давайте вспомним сюжет пьесы Мольера, который и лег в основу спектакля Камерного театра. Главный герой Сганарель (Антон Ребро) — весельчак и любитель выпить (на сцене он не расстается со своей фляжкой), нередко поколачивает свою жену Мартину (Алина Тягловская). Сцены их драк выглядят гротескно, как и полагается жанру дель арте. Поэтому больше напоминают не семейные разборки большими бамбуковыми палками, а клоунаду.
Однажды Сганареля принимают за известного лекаря, который «творит настоящие чудеса» (спасибо жене, которая решила таким образом отомстить ему за тумаки и навела на мужа слуг богача Жеронта). Сами жители, к слову, предпочитают обходиться без врачебной помощи, напевая песню, что от всех болезней их способно вылечить вино.
Сганареля приглашают в богатый дом лечить дочку хозяина Люсинду от неизвестной болезни, которая лишила ее дара речи. Причем хворь эта у нее появилась с тех пор, как отец отказался выдать ее замуж за того, кого она хотела.
Оказавшись в роли целителя, Сганарель попадает в стерильный дом, жители которого охвачены фобией — они панически боятся бактерий и вирусов. На входе всех гостей с ног до головы опрыскивают антисептиком и даже огромной палкой из носа берут тест, который, к счастью, оказывается отрицательным.
Хозяин дома Жеронт предстает на сцене в медицинской маске, а мимы — в белых комбинезонах с противогазами, напоминающих о спецодежде врачей ковидных отделений, — все это дает отсылку к пандемии. Кстати, средневековые события, которые и явились источником появления комедии масок — это эпидемии чумы. Тот же костюм «чумного доктора» стал вдохновением для карнавальной маски.
«Я делала этот спектакль еще до ковида, но после него он выглядит особенно смешным. Вспомните, после чумы всегда возникали карнавалы. Поэтому спектакль, несмотря на смех, имеет свою горечь», — отмечает режиссер Елена Кузина.
Конечно, Сганарель не обладает медицинскими знаниями, но благодаря своему обаянию он быстро адаптируется к новым обстоятельствам. Вот он убеждает хозяина дома в том, что печень находится слева, а сердце справа. А показывает он «внутренний мир» человека на живой модели, то и дело тыкая в нее указкой. Ничего не напоминает? А-ля перфоманс от Елены Малышевой из ее программы «Жить здорово».
В финале главный герой «лечит» других жителей города, получая за это щедрую плату, и помогает Люсинде вернуть дар речи и обрести счастье с ее ухажером Леандром. Ведь «любовь лечит лучше любого лекарства».
Спектакль можно назвать иммерсивным: зрителя погружают в действие, которое разворачивается на сцене. Грань между актерами и присутствующими в зале будто стирается. Так, актеры часто поднимаются на сцену, проходя мимо всех зрителей, а мимы из зала поднимают таблички с эмоциями, которые должен дать в тот или иной момент зал: «ржать», «хлопать», «плакать» и так далее.
Забавным был момент, когда у кого-то из зала зазвонил телефон. Ни секунды не мешкая, актер Антон Ребро, исполняющий роль Сганареля, со сцены «отыграл» этот неловкий момент. «Да-да, алло! Я сейчас не могу говорить, я в театре», — моментально отыграл он на сцене, сорвав бурные аплодисменты зала.
Сюжет комедии отличается простотой и даже примитивностью. Зато образы героев гротескны, сатиричны, их хочется разглядывать. Вот одна из обитательниц дома — кормилица в корсете с преувеличенно объемными формами. А слуги Жеронта внезапно в смешных гетрах и масках сварщиков (да, дель арте про маски, но в фарсе не имеет значения какие они: чем нелепее, тем смешнее).
Действие с утрированными деталями постоянно заставляет зрителя улыбаться, будь это драка бамбуковыми палками, обожженный палец одного из героев, который моментально увеличивается в размерах, крошечная клетка для лжеврача Сганареля или операция прямо в стенах дома, где в качестве дефибриллятора используют два утюга. Ловишь себя на мысли: то ли ты в цирке, то ли в сумасшедшем доме. Просто фантасмагория какая-то!
Художник-постановщик Алина Алимова, которая так же, как и режиссер спектакля, приехала из столицы, детально поработала над каждым костюмом. Декораций на сцене немного, но, к примеру, мебель в форме круга изготавливалась специально для постановки. Она должна была быть не очень тяжелой и многофункциональной — разбираться на несколько частей.
Все билеты на три премьерных показа «Лекаря поневоле» разлетелись мгновенно. В ближайшее время челябинцы смогут увидеть постановку в Камерном театре 7 декабря. Это спектакль, где не нужно искать символы и скрытые смыслы. Приходите просто расслабиться и посмеяться от души!
Подписывайтесь на наш канал, а также на группу «Челябинского обзора» ВКонтакте — еще больше статей, еще больше полезной информации.