Найти в Дзене

«По количеству моторов серийного производства, КБ Аркадия Швецова является чемпионом»

Оглавление

В 1926 году под руководством Швецова разработан пятицилиндровый звёздообразный авиационный двигатель М-11 — первый в СССР серийный авиационный двигатель воздушного охлаждения, который выпускался до 1940 года, а в модификациях — до 1952 года, и использовался на самолётах У-2, АИР-6, УТ-2, Як-18.

Аркадий Швецов © Объединенная двигателестроительная корпорация
Аркадий Швецов © Объединенная двигателестроительная корпорация

Первый советский мотор М-11

В 1923 году был объявлен конкурс на создание стосильного двигателя для учебного самолета. Аркадий Швецов, в то время конструктор московского моторостроительного завода ГАЗ №4 «Мотор», предложил проект пятицилиндрового звездо­образного двигателя, ставшего позже М-­11. Его приняли на вооружение ВВС РККА и запустили в серийное производство.

Двигатель М-­11 неоднократно модернизировался и выпускался вплоть до 1952 года. За создание М­-11 руководитель проекта Аркадий Дмитриевич Швецов был награжден золотыми часами с гравировкой: «Первому конструктору первого советского авиамотора тов. Швецову».

Двигатель М-­25 - первый мотор, собранный в Перми

Правительство СССР приняло решение о приобретении за рубежом самых перспективных двигателей. В 1933 году был подписан договор о сотрудничестве с фирмой «Кертис­Райт», у которой приобрели лицензию на производство звездообразного мотора Райт «Циклон» R­1820F­3. Швецов участвовал в переводе сборочных чертежей, изучал особенности технологий, работал в конструкторском отделе.

Для освоения производства американских моторов выделили новый завод №19 в Перми, главным конструктором которого был назначен Аркадий Дмитриевич.

Первый мотор, собранный в Перми из американских деталей, поставили на испытательный стенд уже в августе 1934 года. 9-цилиндровый двигатель получил обозначение М-­25. Он стал пионером в большом семействе поршневых звездообразных двигателей воздушного охлаждения, над которыми работал Швецов. Позднее он создал принципиально новый двигатель, где все цилиндры располагались звездообразно в два ряда, – так называемую двухрядную звезду. В дальнейшем конструктор неоднократно модернизировал мотор, увеличивая его мощность. «Жизнь идет вперед, техника тоже. Дальнейшее усовершенствование агрегата, отдельных его деталей и узлов — вот к чему должны стремиться опытники», - говорил Аркадий Швецов.

Техническое обслуживание М-25 в полевых условиях © Объединенная двигателестроительная корпорация
Техническое обслуживание М-25 в полевых условиях © Объединенная двигателестроительная корпорация

Спустя год большая часть импортных деталей М­-25 была заменена на отечественные. В 1935 году появился усовершенствованный М-­25А, годом позже – М­-25В. В 1937 году на госиспытания направлен мотор М-­62. Он стал самым известным двигателем Аркадия Швецова: его запустили в серийное производство в 1938 году и до сих пор выпускают в Польше. Этот мотор поднял в небо уникальные истребители И­-16, И­-153, многоцелевые Ли-­2 (ПС-­84). За создание этих двигателей в сентябре 1940 года Аркадию Швецову было присвоено ученое звание доктора наук без защиты диссертации.

Двигатели М-­82 получили новое название в честь создателя

Особое место в разработках Швецова занимает 14-­цилиндровый двухрядный двигатель М-­82. От «Циклона» в нем практически ничего не осталось. В мае 1941 года он был запущен в серийное производство и в годы Великой Отечественной войны стал одним из основных двигателей, применяемых в советских ВВС. Его устанавливали на истребителях Ла-­5 и Ла­-7, бомбардировщиках Ту­-2, Су-­2, Пе-8.

1 апреля 1944 года этот двигатель был переименован в АШ-­82, а М-­62 – в АШ­-62. Все последующие двигатели Швецова уже выпускались под маркой «АШ» – в честь своего создателя.

Сборка двигателей марки «АШ» на пермском авиамоторном заводе © Объединенная двигателестроительная корпорация
Сборка двигателей марки «АШ» на пермском авиамоторном заводе © Объединенная двигателестроительная корпорация

К началу Великой Отечественной войны коллектив ОКБ №19 (сегодня АО «ОДК-Авиадвигатель») под руководством Аркадия Швецова создал целое семейство двигателей воздушного охлаждения. Они устанавливались на лучшие самолеты Поликарпова, Лавочкина, Сухого, Туполева. Качество швецовских моторов было на высоте. Например, в январе 1942 года Первый гвардейский истребительный полк сообщил, что за четыре месяца не было зарегистрировано ни одного случая отказа моторов Швецова.

В сентябре 1945 года Президиум Верховного Совета СССР наградил завод №19 орденом Красного Знамени «За образцовое выполнение заданий правительства по производству моторов».

Двигатели марки «АШ» действительно сыграли в «войне моторов» заметную роль. Особенностью награды стало то, что пермские моторостроители получили орден не Трудового, как это должно было быть по статусу ордена, а Боевого Красного Знамени.

Пермское КБ Аркадия Швецова – ведущее по поршневым двигателям

После Великой Отечественной преимущество двигателей Аркадия Швецова стало настолько очевидно, что в СССР только пермскому КБ было доверено заниматься поршневой авиацией: практически все новые задачи военной и гражданской авиации страны сконцентрировались в ОКБ №19. В короткие сроки были созданы новые конструкции моторов для тяжелых самолетов, в том числе пассажирских, моторы и редукторы для вертолетов.

Из 18­-цилиндровых наиболее известным стал АШ‑73, спроектированный в 1945 году. Он выпускался серийно с 1948 по 1957 год двумя заводами – в Перми и в Рыбинске. В варианте АШ‑73ТК с турбонаддувом его устанавливали на стратегический бомбардировщик Ту-­4. Низковысотный вариант АШ-­73 монтировался на летающих лодках Бериева Бе-­6.

Конструкторы ОКБ №19, 1943 год © Объединенная двигателестроительная корпорация
Конструкторы ОКБ №19, 1943 год © Объединенная двигателестроительная корпорация

Самым мощным поршневым мотором Аркадия Швецова стал АШ-­2. Четырехрядную 28-­цилиндровую «звезду» разработали в рамках послевоенной программы для сверхтяжелых, сверхдальних, сверхвысотных самолетов. Коллектив конструкторов пермского КБ сумел создать опытные образцы мотора АШ-­2ТК, в который были вложены все достижения, весь опыт отечественного и мирового двигателестроения. Доводку этого уникального мотора завершили в 1952 году, когда стали очевидны перспективы турбореактивных и турбовинтовых двигателей, с которыми поршневые моторы в этом диапазоне мощностей не могли конкурировать.

20 новых моторов Аркадия Швецова

Всего за 19 лет работы под руководством Швецова было создано двадцать моторов, из которых пятнадцать серийно производились длительное время. Серийный М­-25 для отечественных довоенных истребителей Поликарпова стал первым двигателем, с которого, по сути, начинается история пермского авиамоторостроения. Легендарный АШ-­62ИР устанавливался на легкий Ан-­2 – единственный в мире самолет, который выпускался более 60 лет и до сих пор находится в эксплуатации. Создание АШ-­73ТК стало прорывом пермских конструкторов и позволило освоить новейшие технологии проектирования и производства авиационных поршневых двигателей.

Историк российской авиации Лев Берне писал: «По количеству моторов, изготовленных в серийном производстве, КБ Аркадия Швецова является своеобразным чемпионом. Не считая массового двигателя М-­11, было произведено: до войны – моторов типа М-­25, М­-25А, М-­25В, М-­62, М-­63 – около 36 000 экземпляров; во время войны (АШ‑62ИР, АШ-­82, АШ‑82ФН, АШ-83) – около 44 000 экземпляров; после войны (АШ‑73ТК, АШ‑82Т, АШ­82В, АШ-21) – около 25 000 экземпляров. А всего – более 100 тысяч моторов! Если считать и М­-11, то число швецовских «звезд», изготовленных с 1927 года, перевалило за 200 тысяч единиц».

Бомбардировщик Ту-4 с моторами АШ-73ТК © Объединенная двигателестроительная корпорация
Бомбардировщик Ту-4 с моторами АШ-73ТК © Объединенная двигателестроительная корпорация

Руководство страны неоднократно отмечало заслуги Аркадия Швецова орденами и медалями. За создание двигателя АШ­-73ТК для «летающей крепости» Ту-­4 ему было присвоено звание генерал­-лейтенанта. Аркадий Швецов стал первым Героем Социалистического Труда в Пермском крае.

Депутат Верховного Совета

Кроме основной конструкторской работы, Аркадий Дмитриевич дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР. Просьбы избирателей были разные: колхозы просили рабочие руки, жители города – ремонт жилья. И все запросы Швецов стремился выполнить.

Конструктор Павел Соловьев вспоминал: «Несмотря на суровую внешность, это был человек добрый, приветливый. Самые невероятные и нестандартные предложения готов был обсуждать, не жалея времени. А группа конструкторов, которая подчинялась ему напрямую и занималась перспективными разработками, неофициально называлась «группой ураганных мыслей».

Страницы биографии

Аркадий родился 24 января 1892 год в рабочем посёлке Нижне-Сергинского завода (ныне Нижние Серги Свердловской области) в семье школьного учителя. В 1909 году окончил Алексеевское реальное училище (теперь — Пермский авиационный техникум имени А. Д. Швецова), а в 1921 году — Высшее техническое императорское училище (МВТУ имени Н. Э. Баумана).

Во время Первой мировой войны Аркадий Швецов работал токарем на заводе «Динамо» в Москве. С 1922 года руководил конструкторским бюро завода «Мотор».

В 1925—1926 годах под руководством Швецов разработан пятицилиндровый звёздообразный авиационный двигатель М-11 — первый в СССР серийный авиационный двигатель воздушного охлаждения, который выпускался до 1940 года (в модификациях — до 1952) и использовался на самолётах У-2 (По-2), АИР-6, УТ-2, Як-18.

Аркадий Дмитриевич скончался 19 марта 1953 году в Москве во время служебной командировки. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В память о конструкторе в Перми и на его родине в Свердловской области установлены памятники. Тысячи юношей и девушек учатся в техникуме, носящем его имя. В центре Перми находится улица Швецова. Ежегодно премия имени Аркадия Дмитриевича Швецова присваивается ассоциацией «Союз авиационного двигателестроения».

По материалам корпоративного журнала ОДК-Пермские моторы "Пермские авиационные двигатели", №48