Найти тему

Толстые журналы или Альманахи современности, стоят ли усилий?

От оного автора – другим

Толстые журналы – некогда властители общественного мнения, выходившие миллионными тиражами: «Новый мир», «Дружба народов», «Наш современник», «Нева» и ряд других. В их редакциях, как правило, работают очень компетентные люди, с великолепным литературным вкусом, талантливых авторов там на самом деле замечают. Да и сейчас наверняка там будут рады способным дебютантам… вот только аудитория у этих журналов в наши дни – раз-два и обчелся, правда, это действительно уцелевшие литературные гурманы, эстеты, тонкие ценители стиля.

Сколько их?.. Думаю, тиражи у журнальных изданий порядка 1500-2000 экземпляров с тенденцией к снижению, соответственно, и финансы поют романсы. Все они доходов не имеют, существуют на гранты, государственные или частные, про гонорары и говорить нечего. Кроме того, даже при таком положении дел редакции забиты материалом на много номеров вперед, причем материалом вполне добротным, так что своей очереди, может статься, будешь ждать не год и не два. Однако публикация в таком журнале профессионально престижна, своего рода личное клеймо, она может открыть путь в «премиальный процесс», к наиболее значимым литературным премиям – но может и не открыть.

Здесь есть место политическим играм, а вернее сказать, тусовочным, поскольку это уже область достаточно приличных денег. Ведущие литпремии – естественно, кормушки, плотно обсаженные кланово сплоченными людьми, и чтобы пробиться к окошку выдачи, надо стать своим среди них. Не подумайте худого, я говорю без всякого осуждения, что есть, то есть. Каждый волен выбирать, какую цену он готов заплатить, чтобы попасть в сей бомонд. Но так или иначе, напечататься в столичном толстом журнале сложно. Есть, однако, в современной России ряд журналов провинциальных, достаточно авторитетных в литературном мире.

Примеры: «Сибирские огни» (Новосибирск), «Волга» (Саратов), «Урал» (Екатеринбург), «Бельские просторы» (Уфа), «День и ночь» (Красноярск). Есть и другие, журналы русского зарубежья – желающим интернет в помощь.

От себя порекомендую сайты «Журнальный зал», «Журнальный мир», там информации полным-полно. В таких редакциях работают доброжелательные люди, настоящие энтузиасты, к авторам относятся тепло, качественному тексту попасть в печать тут вполне реально, другой вопрос, что это даст, кроме недолгой авторской радости с подогретым самолюбием?.. А это опять же каждый волен решать сам.

То, что журналы, когда-то имевшие колоссальные тиражи, сегодня очутились в невольной элитарной самоизоляции, стало заметно не вчера. Когда однажды я осмелился сказать об этом в редакции упомянутой «Дружбы народов», – в середине нулевых – получил следующий ответ, моя интерпритация:

«В литературе толстые журналы должны выполнять функции, которые в науке выполняют фундаментальные исследования, от них вроде бы практической пользы нет, но без них немыслимо развитие целой культурной отрасли.»

Мне такие слова показались резонными, однако, поразмыслив, я подумал: «Что мешает дальновидным издателям заниматься тем же самым?..»

То есть, получая прибыль от продажи массовых жанров, часть направлять на издание серьезной философско-психологической литературы, действительно ставящей «вечные проблемы», исследующей суть человеческого бытия. В сущности, это и сбылось, правда, как мы знаем, на фоне хронически убывающего рынка, где сильные поглощают слабых. Напомню, что оба гиганта, Эксмо и АСТ, соединились под одной бизнес-крышей, правда, сохранив бренды, также к этому издательскому тресту примкнули знакомая нам «Азбука» и «Манн, Иванов и Фербер».

Прочие игроки тускнеют, маргинализуются, это грустно, но неизбежно. А лидеры еще могут пока себе позволить содержать подразделения, специализирующиеся на «высокой» литературе, причем в АСТ это даже отдельное юридическое лицо: «Издательство Елены Шубиной», в Эксмо попроще – отдел современной прозы во главе с Юлией Селивановой (Качалкиной). Через них также можно выйти на премиальные магистрали, но практически, полагаю, это трудновато.