"Юношеский пыл и надежды - основа всякой созидательной деятельности во всем мире" - Теодор Драйзер ("Американская трагедия")
В 19 веке смелая творческая молодежь перевернула мир традиционного искусства, создав свои правила, первыми из которых были свобода творческого самовыражения и свобода и оригинальность мысли. Во второй половине 19 века как во второй половине 20-го произошла замена критериев художественности, вплоть до произвола, ради своеобразия и самовыражения. Зачинщиками переворотов в искусстве всегда выступала молодежь.
Бунт импрессионизма устроили Писарро, Матисс, Моне - всем по 20 с небольшим лет, возраст дерзаний, возраст требующий перемен, еще хочется хулиганить, хочется менять мир! Самым взрослым был Огюст Ренуар, 30 лет, когда была открыта новая техника и с ней эпоха торжества личного свободного выбора в искусстве. В салоне 1874 года, вошедшем в историю как бунт импрессионизма, Моне было 34 года, Моризо - 33, Мане, Писарро, Сислей, Ренуар - 33 года, Сезанн - 35 лет. Все это возраст, нацеленный не на подведение итогов, а на рост и развитие замысла, творческой идеи.
В 20-м веке это повторилось, но уже со звуком! Признаемся честно, что молодые мальчишки Beatles сделали вклад в развитие мировой музыки больше, чем весь Союз композиторов СССР. А Поль Мориа собрал свой оркестр, определил стиль в аранжировке и начал гастроли по Европе в возрасте семнадцати (17!) лет.
Глашатаем переворота в изобразительном искусстве стал Эмиль Золя. Подобную роль выполнял в СССР 70-х годов Артемий Троицкий, Чарльз Шаар Мюррей и Говард Стерн на Западе. Все в искусстве этих эпох колыхалось, бурлило, двигалось и развивалось - не на продажу, на самовыражение. У Ван Гога при жизни купили всего одну картину "Красные виноградники в Арле", продажи картин импрессионистов на первых порах были редкостью и считались большой удачей. А молодые Beatles выступали в мелком и незначительном клубе "Пещера" и на стриптиз-шоу в Гамбурге, где выступали перед пьяной публикой до 4-х часов утра и спали вчетвером в одной комнате на двух-ярусных кроватях.
Артемий Троицкий сам вел просветительскую дискотеку в Москве и писал о смелости и дерзаниях новаторов в искусстве. Его статья "Пятерка темно-лиловых" в журнале "Ровесник" о творческом пути группы Deep Purple стала манифестом серьезного и вдумчивого отношения к тяжелому року, при звуках которого тогда большинство родителей и школьных учителей покрывались холодным потом от ужаса.
Троицкий, такой же личный друг музыкантов и теоретик нового искусства, как и Золя в свое время, предложил исследовательский подход к новому искусству, призывая увидеть и насладиться тем, что оно открыло, войти в поле нового творчества. В другой известной и также ставшей исторической сенсацией статье "Квадрофоническое путешествие Пинк Флойд на обратную сторону Луны" в журнале "Клуб и художественная самодеятельность" критик продолжил вдумчивый исследовательский подход к феномену рока и научил этому подходу сотни тысяч читателей и слушателей в СССР. Ко мне приходили друзья, специально чтобы прочесть эти быстро ставшими редкостью статьи, а музыку могли послушать и дома. Подобно тому, как во Франции 1870-х годов Эмиль Золя старался обучать восприятию импрессионистов французских буржуа, Артемий Троицкий обучал исследовательскому подходу советскую аудиторию. Миссионерство и культурный подвиг первооткрывателей и исследователей вполне схожи, хотя и случились с промежутком через эпохи. Выразительность выступила как самоцель, выразительность ради выразительности, индивидуальное толкование мира прежде и превыше всего.
Искусство - интерпретация мира в символах искусства, знаках. Творческое художественное произведение - манифестация восприятия и впечатления. "Восход солнца" Моне - манифестация, и "Oxygene" J.-M. Jarre - манифестация, "Купальщицы" Сезанна и Пикассо - манифестация и "Deep Purple In Rock" - манифестация. Когда манифест был показан, прозвучал, потом присоединяются почитатели, подражатели, продолжатели и так складываются течения, направления, движения в Искусстве.
При этом у всякого талантливого автора есть своя индивидуальная манера, свой стиль. Индивидуальную манеру формируют психическая конституция, устройство личности творящего. Психологическая интерпретация действительности, переживания, эмоции, обусловлены психической конституцией. Так резкий, плотный, фактурный мазок кисти Ван-Гога и нарочито грубый звук и манера пения и исполнения Курта Кобейна весьма схожи (вдобавок ко всему оба застрелились, причем, в схожем возрасте и по схожим причинам). Абстрактные опусы К.Штокхаузена, А.Шнитке также отвлечены и умозрительны, как звуковые "интерпретации" Исао Томиты или Вангелиса, родственны психической конституцией и психологической интерпретацией полотнам Поллока, Малевича. Вся эта поп-рок- музыка 20-го века и была - звуковой импрессионизм, только без оркестров (хотя позже и с оркестрами) в упрощенной форме и подручными средствами, молодые люди визуализировали в звуке свои эмоции и свою жизнь, а ведь это и есть - принцип творческого подхода импрессионизма.