220 лет со дня рождения писателя и новеллиста Вильгельма Гауфа (29 ноября 1802 — 18 ноября 1827).
Автор романов "Лихтенштейн" и "В розовом саду короля Лаурина", а также всем известных сказок-новелл "Карлик Нос", "История о маленьком Муке", "Холодное сердце"
Нет, не у всех внутри горячее сердце. Кое-кто променял его у Михеля-Великана на холодное, каменное. И сейчас они ходят, топчут землю – бесчувственные, равнодушные, безразличные. А их сердца лежат в стекляшках на полках у злого духа Михеля. Лежат и ждут смерти своих бывших хозяев:
«…сердце главного лесничего; там – шесть сердец барышников, восемь – офицеров-вербовщиков, три – биржевых маклеров»… «Дальше подряд стояли шесть сердец скупщиков хлеба, три сердца богатых ростовщиков, два таможенных сердца, четыре судейских... Словом, много сердец и много почтенных имен, известных всей округе».
Но обхитрить Михеля Голландца, вернуть сердце обратно поможет Стеклянный Человечек, который живёт на Еловой горе, в месте, где рождается родник (чем-то он напоминает Чакли из саамских сказок). Человечек предлагает клад (исполнение желаний).
Как правило, дети быстро понимают и влюбляются в эту сказку-новеллу Гауфа. Сюжет легко запоминается. Почему так?
Во-первых, автор с первых строк погружает в чудесную атмосферу природы и места: небольшой городок, густые хвойные леса, сопки, река, камни...
Во-вторых – сюжет. Простой, понятный каждому ребенку. Но тут дело не в простоте (её тут как раз нет), дело в другом. Возможно, в необычном противопоставлении добра и зла. Жестокости и прощения. Алчности и щедрости. Даже злодей (явный прообраз падшего ангела) видится, как живой, со своим характером, со своим настроением. Многие планы этой истории согласуются между собой гармонично, стройно. Не перечитывая сказку много лет, можно легко вспомнить многие детали. А пересказывая это произведение - тут же увидеть все иллюстрации из книги. И бедного угольщика Петера Мунка, который, идя по лесу, нагибается под ветвью ели. И разъяренного Михеля-Великана с красными глазами вырывающего с корнями деревья. И Стеклянного Человечка, который (во время их последней встречи с Петером – ключевая сцена, где у героя наступает преображение) деловито сидит на ветке и дымит своей стеклянной трубкой.
За образами лесных (злого и доброго) духов, за многими символами стоит христианский подтекст: образ Христа и Сатаны, идея прощения (автор этого и не скрывает). Но здесь настолько изящно совмещаются разные символические, сказочные пласты, что христианский подтекст не доминирует, не выставляется на первый план, как мы это, например, видим в некоторых сказках Андерсена (где христианство переплетается с лиро-философской интонацией). Главное и значимое в сказках Гауфа – это созданная им атмосфера волшебства: преображение пространства, где реальность сливается с чудом.
Благодаря своей глубине, многие сказки Гауфа можно назвать новеллами.
Даже низко падший человек, с каменным сердцем может исправиться. Такое редко, но случается. Не нужно бояться зла, всегда можно его обхитрить. Всегда можно начать новую жизнь. И главное – нужно верить в чудеса. Особенно – кто родился в день воскресный. Да и не только. Надежда есть всегда!
Да, есть у людей холодные сердца, а свои они сами отдали злому лесному духу Михелю-Великану, - хотя они это и отрицают. Но нужно жалеть их. И верить, что последнее неисполненное желание Стеклянного Человечка у них ещё осталось.
______________________________________________________
Читайте, размышляйте, пишите вместе с нами!