Найти тему
2,8K подписчиков

История с географией озера Комо

377 прочитали
Озеро Комо. Фотография из открытого доступа.
Озеро Комо. Фотография из открытого доступа.

Есть пара школьных предметов, которые всегда ходят парой – точно так, как мы с Тамарой. Их так и ассоциируют среди прочих: «история с географией». Интересные это дисциплины. Казалось бы, в одной описывается то, что было, что произошло, и сомнений, а тем более споров в отношении происшедшего, случившегося и зафиксированного возникать не должно. Ведь каждый раз свидетелей было больше, чем даже в прискорбном случае попадания гражданина Бендера под лошадь. Но такова природа человека – без споров он не может.

Другая могла бы остановиться, выдохнуть и налить себе чашку менее или рюмку более успокаивающего напитка сразу после завершения эпохи великих географических открытий. Но нет, не дают географии жить спокойно те же неугомонные люди. Перекраивают карту, переименовывают пункты…

Тем, кто не бывал у меня на даче, сообщу, что для внуков я на ней оборудовал песочницу. Ребятишки, к их чести, никаких куличиков в песочнице не изготавливают. Это я по простоте своей так себе это дело представлял. А они не так. Выдумывают собственные игры и построения, в которых куличикам места нет.

Ваня, на правах старшего, является застройщиком и прорабом, то есть, как все старшие – мудрым и добрым пастырем. Варя – родственно и идейно близкий прорабу подсобный рабочий. Нет, отдам-ка я должное титаническим усилиям наших госдумцев по отстаиванию гендерных различий, - не зря же те пластаются – скажу правильно: она даже не рабочий, а рабочая.

И вот жарким летним днем Ваня кричит ей, набирающей воду: «Варя, быстрей! Вода из озера почти вся ушла». А как вода не уйдет? В песок-то?

Проходящая мимо них жена роняет: «Ушла. Из озера Комо».

И всё.

С этого момента озеро навсегда лишилось безымянности и безыскусности. Свои оперативные дела строители обсуждают между собой исключительно так: «Надо добавить воды в озеро Комо». Или: «Зачем ты вставил эту палку в озеро Комо?».

В школе по географии у меня была четверка. При этом я был из хороших хорошистов. Сейчас уже не помню, в каком классе по тогдашней программе для нас закончилась географическая наука. Но когда в самых старших из них урок по любому предмету становился невыносимо скучным, или я, или сосед Генка, бывало, доставал географическую карту и спрашивал: «А не скажешь ли ты мне, где находится…?». При этом выбирались пункты с самыми мелкими кружочками. Увы, даже такой похвальный географический энтузиазм не способствовал сохранению в моей памяти великого итальянского топонима.

Ладно, спрошу-ка я уже вас, круглых отличников по географии, только ответьте честно: учась в школе, вы знали, где находится упомянутое легендарное озеро? Впрочем, возможно, кто-то из вас знал: это я, не покидая родных пенат, учился по тем следам, которые оставили на карте первопроходцы, а вы, в иные от моих времена, могли и лично проехаться по комовским местам.

Сегодня жена не поленилась, поковырялась в интернете и все же отыскала ютюбовский отрывочек, который сама она уже видела и который ей не терпелось показать мне. Впечатлило. Знатный гражданин с берегов столь родного моей семье озера резко, мужественно, без обиняков припечатывал подлых трусов, не проявляющих в нынешней сложной международной обстановке и малейшей доли той смелости, которая присуща ему самому. Увлеченный человек теряет бдительность, и Владимир Рудольфович Соловьев – а это был он, - навинчивая себя, ее, эту бдительность потерял. Есть, наверное, даже и в нем что-то детское, и в его памяти так же, как у моих внуков, понятия «озеро» и «Комо» срослись воедино. У него для этого даже больше было оснований. Чтобы срослись. И вот он заканчивает свою тираду, помещая обличаемых им подлых трусов на берег «какого-нибудь озера Комо».

Однако мы-то, трусы, на том берегу не живем. Мы даже там не бывали. И нас никто там не ждет.

Но хороших людей в моей стране больше, чем плохих. Смелых больше, чем трусов. И за Владимиром Рудольфовичем эти смелые люди готовы идти хоть на край света. Хоть на озеро Комо. Идти, покидая прежде бывшие им родными озера Щучье и Белое. Не знаю, как у вас, а в моей жизни по частотности упоминания с большим отрывом лидирует именно озеро Белое. Где только я этих Белых не встречал. Почему так приглянулось это название моему народу?