Найти тему
С книгой в обнимку

5 самых пронзительных книг о матерях

Оглавление

Сегодняшняя подборка посвящена тем, кто родил, вырастил, воспитал. Тем, кто заслужил высокое звание матери своими высокими делами.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Выбирая самые запомнившиеся, самые пронзительные книги о мамах, обнаружила, что все они написаны советскими авторами. Так получилось не специально, просто именно у этих писателей получилось найти самый короткий путь к моему сердцу.

Виталий Закруткин "Матерь человеческая"

-2

Повесть врезалась в память с детства. Помню, как слушали, не дыша, всем классом на уроке литературы.

Это настоящий гимн матери.

29-летняя Мария в одночасье потеряла все - дом, любимых мужа и сына, односельчан, среди которых половина родни. На её глазах сожжен хутор, рассттреляны или угнаны в плен жители. Никого и ничего не осталось. И нечего просить у милосердного бога, кроме смерти.

Но ребенок внутри Марии взывает к жизни. И значит, нужно найти в себе силы жить и подарить жизнь новому человеку.

Но не только ему. Святое слово "мама" остановит Марию от убийства немецкого солдата.

«Не жилец ты на белом свете, — с болью и жалостью думала Мария, — и протянешь ты недолго. И кто ты есть в этом светопреставлении? Никому не нужная, неприметная, малая порошинка… Разве тебе нужна была война и ты хотел воевать? <...> В школу ходил, и двойки, небось, получал, и в рваных штаненках до дому являлся, в точности, как мой Васятка… Потом тебя взяли, запхали в мясорубку, и на этом кончилась твоя куцая жизнь, которую ты так и не узнал… И помрешь ты, бедняга, в нашем хуторе, и мне доведется тебя схоронить… А там, в Германии, годами будет слезы лить, выплакивать свое горе твоя осиротевшая, потерявшая сына мать. И никто ей не скажет, и никогда она не узнает, кому нужна была твоя смерть на чужой земле…»

Мария Халфина "Мачеха"

-3

Наверное, все знают одноименный фильм с Татьяной Дорониной, но не все читали повесть, по которой он снят почти 10 лет спустя.

Взять в семью ребенка, о котором ещё вчера ты ничего не знала, плод любви твоего мужа с незнакомой тебе женщиной - легко ли это для женщины, жены, матери?

Вот и Шура поналачу категорична: не приму, да и с чего муж поверил, что это его ребенок? И мать наставляет: не вздумай, тем более вы не бездетные - своих двое! И какая из тебя мачеха?

– А моей дочери, мамаша, не мачеха нужна, а мать…– Павел размял в пальцах папиросу, закурил неумело. – У законных моих детей всё имеется: и отец, и мать, и бабушка, и дом родной! А у… той никого. Я один.

Непросто будет и Шуре, и Павлу, и их детям, и принятой в семью Свете. Но Шура сумеет отогреть и полюбить чужого ребенка, начнет жить своим, а не материным умом, а семья только окрепнет.

Вера Панова "Евдокия"

-4

Казалось, они так подходили друг другу, даже именами - Евдоким и Евдокия. Он намечтал себе идиллическую картину семейной жизни, в новом доме, с любимой и любящей женой, тихие откровенные разговоры вечерами, никаких тайн друг от друга.

А семья началась с непростительного по тем временам обмана и грязных слухов, донесенных до ушей молодого мужа "доброй" соседкой.

Видно, поэтому бог не дает им детей.

Но любовь, спокойная, без шекспировских страстей, преодолеет все. И счастье будет, и дети, которыми можно гордиться.

Здесь рассказывала подробнее о книге и своем несогласии с названием:

Чингиз Айтматов "Материнское поле"

-5

Ещё одна история сильной женщины, матери, у которой война отняла мужа и сыновей.

Пройдя через такие испытания, которые, кажется, на грани возможностей человеческого сердца, она остается человеком. Не ожесточается, находит в себе силы жить, помогать людям, делать чужих детей родными.

Кто говорит, что война делает людей жестокими, низкими , жадными и пустыми? Нет, война, сорок лет ты будешь топтать людей сапогами, убивать, грабить, сжигать и разрушать - и все равно тебе не согнуть человека, не принизить, не покорить его.

А самая пронзительная сцена для меня в этой повести, когда односельчане выходят встречать вернувшихся с войны. Все вместе - и те, кому есть кого ждать, и те, чьи близкие погибли. А по дороге идет всего один солдат...

Валентин Распутин "Дочь Ивана, мать Ивана"

-6

"Лихие" 90-е. Время за полночь. Тамара Ивановна не ложится спать, ждет домой 16-летнюю дочь Светку. Волнуется, как оказалось, не зря - со Светкой случилась беда.

Да, глупая, сама виновата, что стала жертвой изнасилования. Но неужели зло останется безнаказанным?

Представлялось ей, что он недавнего прочного мира, в котором прожила она сорок лет, теперь уже ничего не осталось, все вокруг, как после гигантского смещения породы, завалено обломками, часть их рельефно благополучной грядой выжало наверх, другую, большую часть разбросало в жалком беспорядке.

И мать свершит свой суд, потому что больше , выходит, некому. И понесет заслуженное наказание. И выстоит.

Кому-то повесть покажется слишком мрачной, но вспомните 90-е годы. Ведь все правда.

Конечно, хороших книг на эту тему гораздо больше! Какие запомнились вам?

Хобби
3,2 млн интересуются