Сегодняшняя подборка посвящена тем, кто родил, вырастил, воспитал. Тем, кто заслужил высокое звание матери своими высокими делами.
Выбирая самые запомнившиеся, самые пронзительные книги о мамах, обнаружила, что все они написаны советскими авторами. Так получилось не специально, просто именно у этих писателей получилось найти самый короткий путь к моему сердцу.
Виталий Закруткин "Матерь человеческая"
Повесть врезалась в память с детства. Помню, как слушали, не дыша, всем классом на уроке литературы.
Это настоящий гимн матери.
29-летняя Мария в одночасье потеряла все - дом, любимых мужа и сына, односельчан, среди которых половина родни. На её глазах сожжен хутор, рассттреляны или угнаны в плен жители. Никого и ничего не осталось. И нечего просить у милосердного бога, кроме смерти.
Но ребенок внутри Марии взывает к жизни. И значит, нужно найти в себе силы жить и подарить жизнь новому человеку.
Но не только ему. Святое слово "мама" остановит Марию от убийства немецкого солдата.
«Не жилец ты на белом свете, — с болью и жалостью думала Мария, — и протянешь ты недолго. И кто ты есть в этом светопреставлении? Никому не нужная, неприметная, малая порошинка… Разве тебе нужна была война и ты хотел воевать? <...> В школу ходил, и двойки, небось, получал, и в рваных штаненках до дому являлся, в точности, как мой Васятка… Потом тебя взяли, запхали в мясорубку, и на этом кончилась твоя куцая жизнь, которую ты так и не узнал… И помрешь ты, бедняга, в нашем хуторе, и мне доведется тебя схоронить… А там, в Германии, годами будет слезы лить, выплакивать свое горе твоя осиротевшая, потерявшая сына мать. И никто ей не скажет, и никогда она не узнает, кому нужна была твоя смерть на чужой земле…»
Мария Халфина "Мачеха"
Наверное, все знают одноименный фильм с Татьяной Дорониной, но не все читали повесть, по которой он снят почти 10 лет спустя.
Взять в семью ребенка, о котором ещё вчера ты ничего не знала, плод любви твоего мужа с незнакомой тебе женщиной - легко ли это для женщины, жены, матери?
Вот и Шура поналачу категорична: не приму, да и с чего муж поверил, что это его ребенок? И мать наставляет: не вздумай, тем более вы не бездетные - своих двое! И какая из тебя мачеха?
– А моей дочери, мамаша, не мачеха нужна, а мать…– Павел размял в пальцах папиросу, закурил неумело. – У законных моих детей всё имеется: и отец, и мать, и бабушка, и дом родной! А у… той никого. Я один.
Непросто будет и Шуре, и Павлу, и их детям, и принятой в семью Свете. Но Шура сумеет отогреть и полюбить чужого ребенка, начнет жить своим, а не материным умом, а семья только окрепнет.
Вера Панова "Евдокия"
Казалось, они так подходили друг другу, даже именами - Евдоким и Евдокия. Он намечтал себе идиллическую картину семейной жизни, в новом доме, с любимой и любящей женой, тихие откровенные разговоры вечерами, никаких тайн друг от друга.
А семья началась с непростительного по тем временам обмана и грязных слухов, донесенных до ушей молодого мужа "доброй" соседкой.
Видно, поэтому бог не дает им детей.
Но любовь, спокойная, без шекспировских страстей, преодолеет все. И счастье будет, и дети, которыми можно гордиться.
Здесь рассказывала подробнее о книге и своем несогласии с названием:
Чингиз Айтматов "Материнское поле"
Ещё одна история сильной женщины, матери, у которой война отняла мужа и сыновей.
Пройдя через такие испытания, которые, кажется, на грани возможностей человеческого сердца, она остается человеком. Не ожесточается, находит в себе силы жить, помогать людям, делать чужих детей родными.
Кто говорит, что война делает людей жестокими, низкими , жадными и пустыми? Нет, война, сорок лет ты будешь топтать людей сапогами, убивать, грабить, сжигать и разрушать - и все равно тебе не согнуть человека, не принизить, не покорить его.
А самая пронзительная сцена для меня в этой повести, когда односельчане выходят встречать вернувшихся с войны. Все вместе - и те, кому есть кого ждать, и те, чьи близкие погибли. А по дороге идет всего один солдат...
Валентин Распутин "Дочь Ивана, мать Ивана"
"Лихие" 90-е. Время за полночь. Тамара Ивановна не ложится спать, ждет домой 16-летнюю дочь Светку. Волнуется, как оказалось, не зря - со Светкой случилась беда.
Да, глупая, сама виновата, что стала жертвой изнасилования. Но неужели зло останется безнаказанным?
Представлялось ей, что он недавнего прочного мира, в котором прожила она сорок лет, теперь уже ничего не осталось, все вокруг, как после гигантского смещения породы, завалено обломками, часть их рельефно благополучной грядой выжало наверх, другую, большую часть разбросало в жалком беспорядке.
И мать свершит свой суд, потому что больше , выходит, некому. И понесет заслуженное наказание. И выстоит.
Кому-то повесть покажется слишком мрачной, но вспомните 90-е годы. Ведь все правда.