Найти тему
История моды с Марьяной С.

Американский журналист и русская принцесса

Конечно, не принцесса, а Великая княжна... Однако для этого журналиста она была принцессой!

Много лет назад, когда я готовила материал о свадьбе и судьбе Марии Александровны, дочери Александра II, мне встретился прелюбопытный материал. На этом портрете она на четыре года старше, чем в той истории, но... пусть уж будет.

Великая княжна Мария Александровна, Франц Касвер Винтрехальтер, 1871. (с) из частной коллекции
Великая княжна Мария Александровна, Франц Касвер Винтрехальтер, 1871. (с) из частной коллекции

Летом 1867 семья императора Александра II отдыхала в Крыму. И в августе на огромном пароходе "Quaker City" ("Город квакеров") туда прибыла делегация из США. На борту был и начинающий журналист Сэмюэл Клеменс - тот самый, который войдет в историю мировой литературы под именем Марка Твена...

Так вот, именно благодаря ему мы и можем "увидеть" великую княжну, когда она была ещё подростком.

Великая княжна Мария Александровна в 1865 и 1870 гг. (сс) Wikimedia Commons
Великая княжна Мария Александровна в 1865 и 1870 гг. (сс) Wikimedia Commons

"Ей четырнадцать лет, она светловолоса, голубоглаза, скромна и очаровательна.... Императрица и маленькая Великая княжна одеты в простые фуляровые костюмы в мелкую синюю крапинку; костюмы отделаны синим; вокруг талий обеих дам повязаны синие пояса; льняные воротники и "пасторские" галстучки из муслина; соломенные шляпы с низкими тульями отделаны синим бархатом; зонтики и перчатки телесного цвета. На Великой княжне туфли без каблуков. Сам я, конечно, этого не знал, но так сказала одна из присутствовавших дам. Я не смотрел на ее туфли. Волосы у нее – и я был рад это отметить – ее собственные, заплетенные в толстые косы, которые спускаются по спине... Принимая во внимание доброжелательное выражение на лице императора и кротость его дочери, я задался вопросом – не поколеблет ли она решимость царя отправить какого-нибудь несчастного в Сибирь, если станет просить за него? Каждый раз, когда их глаза встречались, я все больше осознавал, какую потрясающую власть эта хрупкая робкая школьница могла бы иметь, если бы захотела. Она могла бы управлять самодержцем России, чье слово – закон для семидесяти миллионов человек! Она всего лишь девочка... но никогда ранее девочка не пробуждала во мне такого необычного интереса. Новые непривычные ощущения такая редкость в нашей однообразной жизни, и сегодня я их испытал".

Курортный ансамбль, 1864-67. (с) из коллекции Художественного музея округа Лос-Анджелес
Курортный ансамбль, 1864-67. (с) из коллекции Художественного музея округа Лос-Анджелес

Через несколько лет Марк Твен выпустит книгу "Простаки за границей, или путь новых паломников", куда, немного переработанным, вошел и этот эпизод. А ведь это одно из самых известных произведений писателя, разошедшееся огромным тиражом! Сколько же американцев, англичан и других носителей английского языка увидело Великую княжну Марию Александровну глазами автора?..

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!