Те, кто знаком с военной историей, знают: танковый таран - очень редкий прием боя. Он применялся в исключительных случаях: либо когда повреждена пушка танка, либо закончились боеприпасы, либо два танка оказывались очень близко друг от друга.
Считается, что за все время Второй мировой войны было совершено не более ста танковых таранов. И один из известных героев, который совершил столь героический маневр и вписал свое имя во всемирную историю танковых сражений, - уроженец Дона, Никита Павлович Блинов.
Трактор -- предтеча танка
Будущий герой родился в х. Старая Станица (Область Войска Донского) в 1914 году. С малых лет остался без отца -- в 1918 году Павла Блинова расстреляли белогвардейцы -- за то, что примкнул к новой власти.
В раннем возрасте Никита начал трудовую жизнь, помогал матери, был на подхвате в колхозе. Выучившись на тракториста, проводил время в полях, пахал, боронил, сеял, был передовиком производства. Затем пришла любовь. Никита встретил гордую, смелую -- под стать себе -- сибирячку Ольгу. У них родился сын Иван.
Вскоре Никита выбрал военную стезю. В учебе танковым наукам как нельзя кстати пригодились навыки тракториста. В 1939 году он окончил Саратовское танковое училище, и почти сразу же у него началась боевая практика на фронтах советско-финской войны. А затем грянул 1941-й…
«Будем драться!»
Молодой танкист стал одним из тех молодых донцов, кто ушел сражаться с фашистом в первых рядах. На фронте был простым водителем танка, затем за умелые действия стал командиром танковой роты.
Весной 1942 года его танковая бригада участвовала в боях за Харьков. Форсировав Северский Донец, танкисты подошли к населенным пунктам Викнино и Байрак. Предстоял бой. Как раз накануне сражения Никита Павлович был назначен начальником штаба батальона. Как вспоминал однополчанин Н. Блинова, житель г. Каменска-Шахтинского В. Косоногов, в тот день Никита зашел к нему, чтобы сообщить новость о повышении. Посидели, вспомнили родные места, спели под гитару песню о трех танкистах. Затем, обняв товарища, Никита отправился в штаб.
-- С принятием дел повремените, -- сходу сказал в штабе батальонный комиссар. -- Только что сообщили: большая группа немецких танков прорвалась через нашу оборону…
-- Будем драться, -- ответил Блинов.
Бой в одиночку
Вскоре на поляне, где только что располагался штаб батальона, рванули снаряды. Экипажи тяжелых КВ* приготовились к бою. Враг не заставил себя долго ждать, и на пригорок взобралась немецкая танковая колонна. Наши дали залп. Колонна разъехалась, потеряв головной вражеский танк, который запылал мощным факелом. Немцы стали отстреливаться.
В бою Никита Блинов получил ранение, но продолжал командовать группой, наскоро перевязав рану. Наши подбили еще один «панцирь». В разгар боя радист принял сообщение, что командир батальона тяжело ранен. Никита Блинов принял командование группой на себя. Наши отбили атаку. Вскоре танковая схватка продолжилась в близлежащем селе Байрак.
Танк Блинова первым вошел в населенный пункт, накануне занятый гитлеровской пехотой, и завязал там нешуточный бой. Экипаж расстреливал немцев из пулемета, давил гусеницами, с ходу также раздавил минометную батарею. Развернув машину, старший лейтенант обнаружил, что экипаж его танка ведет бой в одиночку: два танка, следовавшие за ним, были подбиты. Оставалось единственное верное решение -- продолжать сражаться, чтобы выиграть время для подхода основных сил наших.
Лоб в лоб
Выбрав стратегическую точку, танк Блинова, как охотник на охоте, принялся планомерно уничтожать немецкие танки.
Один за другим были подбиты три немецких бронемашины. Вскоре снаряды закончились. Были убиты водитель и радист. Никита пересел за рычаги. Увидев, что танк перестал огрызаться, фашисты устроили пальбу по КВ со всех сторон, но броня уверенно держала удар. Последним оружием, которым мог сражаться командир, стал сам танк.
Когда навстречу выехали несколько вражеских «панцирей», Блинов направил свою машину на головной танк. Тот принял вызов отчаянного командира и тоже пошел навстречу. Атака шла лоб в лоб. Однако в последний момент у немца сдали нервы, и он попытался увильнуть в сторону. Маневр не удался. Вся огромная тяжесть «КВ» легла на танк с черными крестами -- опрокинувшись набок, он запылал и замер на месте.
Вскоре перестал двигаться и танк Никиты Блинова -- взрыв снаряда нарушил систему управления. Машину окружила гитлеровская пехота. В КВ полетели гранаты и бутылки с горючей смесью. Наш танкист отвечал пулеметными очередями. Герой бился до последнего дыхания…
После того как в населенный пункт вошли советские войска, вокруг танка Никиты Блинова они обнаружили около 60 погибших немецких солдат и офицеров. Самоотверженный подвиг нашего танкиста помог подоспевшим экипажам сломить сопротивление противника, который был вынужден отступить, бросив несколько тяжелых танков и другое вооружение.
За проявленный героизм Никита Павлович Блинов был удостоен Звезды Героя Советского Союза (посмертно).
По стопам отца
13 апреля 1942 года в газете «Правда» была опубликована статья о героизме нашего офицера-танкиста. Кто-то из знакомых принес свежий номер газеты в семью воина. Ольга, жена воина, обняла маленького сына и заплакала. Долгое время в семье не знали о подробностях этого подвига. Их поведал вернувшийся с фронта однополчанин Никиты Владимир Косоногов.
Биография воина была бы неполной без кратких сведений о его семье. Ольга Казимировна Блинова после войны стала первым секретарем Каменского райкома КПСС. Сын Иван Никитович Блинов пошел по стопам отца -- окончил академию Генштаба, служил на разных должностях в Генштабе Вооруженных сил СССР. Военную карьеру закончил в звании генерал-лейтенанта.
В 2000-х годах военно-исторический портал elita-army.ru включил имя Ивана Никитовича в свой список «Элита Вооруженных сил». В 1992 году, выйдя в отставку, генерал Блинов приехал на родину, в х. Старую Станицу, где и прожил до конца своих дней. В честь Никиты Блинова в Старой Станице названа улица.
Всем спасибо за внимание, оставайтесь с нами! До новых публикаций!