Византийскую культуру по праву можно назвать христианской. Именно в Византийской империи христианство достигло своей классической формы в православной версии. Одним из достижений византийской культуры, дошедших до наших дней, является иконопись.
Следует сказать о первых иконах в принципе. Самой первой иконой считается лик Иисуса Христа, который получился после того, как Его лицо было оттёрто полотенцем, на котором и оставило след. В катакомбах, в которых скрывались первые христиане, обнаруживались фрески, на которых были изображены библейские сюжеты. Нарисованы они были в античных традициях, то есть упор делался на натуралистичное изображение человека.
Византийская иконопись зародилась в VI веке. Иконы этого периоды создавались как противоборство языческим идолам, а изображение имело предшественника в виде знаменитых Фаюмских портретов. Дело в том, что если античные (языческие) традиции предусматривали достоверное изображение человека, с идеальной передачей его пропорций и объёма, то на этих портретах целью было передача внутреннего мира человека через его взгляд и мимику. Лица святых на первых иконах имеют очень выразительные глаза, смотрящие как будто внутрь души зрителя. В VI-VII веках византийские иконы сохраняют в себе многие античные черты, хотя постепенно и отходят от достоверности изображения в сторону передачи духовной сущности.
VIII век ознаменовался началом иконоборчества. Некоторые богословы стали считать поклонение иконам грехом, поскольку, по их мнению, это нарушало заповедь «не сотвори себе кумира». Своего пика иконоборчество возникло в 754 году. Правил Византией в это время император Константин Копроним. «Копроним» можно перевести как «навозник», и прозвали его так, потому что при крещении этот император испражнился в купель. Правда это, или вымысел разозлённых реформами монахов – этого мы никогда не узнаем, однако это прозвище передаёт нам отношение к этому императору. Так вот, в 754 году этим императором был собран иконоборческий собор, который был подстроен так, что из 338 присутствующих церковных деятелей не было ни одного защитника икон. Иконы объявлялись идолами, их уничтожали и запрещали им поклоняться. Это вызвало протест у стран Европы, решительный протест выразил даже папа Римский. Борьба за иконопочитание длилась почти 100 лет, и лишь в 843 году был созван VII вселенский собор, на котором была осуждена ересь иконоборчества. Показанная история показывает, насколько сильно император Византии влиял на христианскую религию. Этот эпизод привёл к тому, что многие верующие из Византии переселялись в другие страны, поскольку иконы уже прочно укрепились в массовом сознании.
С 867 по 1056 год Византией правит македонская династия. Начинается македонский ренессанс. Ренессанс, или же возрождение, здесь проявлялось в двух вещах: была возрождена иконопись, и были возрождены античные традиции живописи. Первая половина этого периода как раз и связана с возросшим влиянием античных художников на изображение. Однако вторая половина периода снова выразилась в повышенному вниманию к передаче одухотворённости изображения, как это и было до запрета икон.
На смену македонской династии пришла династия Комнинов. XI-XIIвека – это расцвет византийской иконописи. Возникает «византизм» в искусстве. Фрески храмов расписываются продуманно, в согласии с церковными гимнами и литургией. Византийские художники достигли больших высот в передаче духовной сущности святых на иконах. Появляются новые виды икон, такие как минологий. Минологий – это своеобразный календарь с праздниками. На доске изображались праздники либо месяца, либо трёх месяцев. Были и минологии, которые описывали весь год, но выглядели в виде диптиха, то есть представляли собой две доски по шесть месяцев.
Развивалось и искусство изображения. Помимо традиционной византийской иконописи появляются и другие направления. Если раньше было традиционно передавать спокойствие через изображение на иконе, то в поздний комниновский период художники изображали более выразительные эмоции, такие как напряжённость, сосредоточенность, внутреннее переживание. Динамика и экспрессия стали появляться на иконах. Однако, вместе с этим, образы с теряют земные черты, лишь отображают духовную составляющую.
Последним периодом византийской иконописи стал палеологовский ренессанс, который продлился с 1261 по 1453 год. Иконы стали либо передавать гармонию и спокойствие, либо наоборот обладать даже некой зрелищностью. Соблюдались все пропорции, композиция передавала действие и место. В иконах появляются аллегории, а также расширяется перечень сюжетов из Священного Писания, по которым пишут иконы. Также для этого периода присущи маленькие мозаичные иконы.
В 1453 году Константинополь пал. Турки захватили Византийскую империю, но культура Византии никуда не исчезла. Она нашла своё дальнейшее продолжение в «Третьем Риме», в России, куда когда-то принесла христианство.
Автор: Веденёв Лев