"Караул, автор сошел с ума! Срочно вызывайте специалиста из Кищенко!" - крикнул бы обыватель или креационист. Но нет, друзья мои. Со мной все абсолютно нормально! А науке все-равно во что вы верите. Она полна сюрпризов. Хотя для моих коллег по цеху это давно не сюрприз. Мы действительно имеем кое-что общее с рыбами - жабры! Доброго времени суток, друзья, подписчики и гости канала.
Об обезьяньих предках человека мы еще как-нибудь поговорим. И про флоресского человека, и про неандертальца, и про питекантропа, и про всех. Но ведь, как гласит общая эволюционная теория - вначале было Слово, и Слово это было... Рыба! Успокойтесь господа верующие, не торопитесь оскорбляться, а лучше вспомните, какой символ был одним из первых в христианстве (даю подсказку - это был не крест).
Но вернемся в Мир биологии, палеонтологии и анатомии. Грандиозный прыжок из воды на сушу свершили рыбы. Да не простые рыбы, а... лопастеперые или кистеперые. Названия разные - смысл тот же. Произошло данное биотическое событие примерно 380 миллионов лет назад, в девонском периоде Палеозоя. Именно с этого момента идет отсчет времени, когда по суше зашагал кто-то по серьёзнее скорпионов или многоножек. Хоть и не без эволюционных "костылей" и прочих проблем. Но какое данное событие имеет отношение к человеку? Да самое прямое.
Хоть и разделает нас от этого события 380 с лишним миллионов лет, но до сих пор у человека есть жабры! В смысле не совсем жабры, и не совсем у вполне сформировавшегося человека... но не буду вас путать, сразу к делу.
Что бы разглядеть у человека жабры, нужно заглянуть в утробу наших молодых мамочек! Когда их еще не раздуло, как обожравшуюся утку, и пока они не не выносят нам мозг своими перепадами настроения (знакомая ситуация многим, наверное). А именно в первые 10 недель, с момента, когда сформировалась зигота!
Именно тогда круглый комочек, не пойми чего, формируется в "рыбку", которая "плавает" в мамином "мешочке". Это версия для детей. Все правильно, ведь в мамином "мешочке" очень много жидкости - околоплодные воды. Вот и помнит эволюция, что и у наших предков, пусть даже на столько дальних, все-таки были жабры, которые помогают нашему малышу не захлебнуться в этих водах. А спокойно себе, на протяжении последующих семи месяцев, развиваться в отдельного гражданина Российской Федерации. Пусть даже еще маленького и несмышленого. Это потом он будет бить мячом стекла, мазать соседу по палатке лицо зубной пастой, подкладывать кнопки на стул класснухе и стоять с красным ухом в темном углу!
А пока что рассмотрим нашего "бандита" в стадиях эмбрионального развития! Предупреждаю - зрелище не для слабонервных. Но такова наука. Как вы обратили внимание, у нас с вами на начальном этапе есть все от многих позвоночных животных. В глаза бросается хвост! И он у нас тоже есть. Сейчас мы его называем копчик. Куда же всё это девается?
Никуда. В природе ничто не появляется из ниоткуда (если только вы не классический креационист) и не девается в никуда. В природе все - преобразуется. В макромире природы проходят миллионы лет, а в микромире живота мамы - несколько недель весь эволюционный путь. Некоторые процессы эволюции в развитии эмбриона проходят даже за пару суток!
Жаберные щели, которыми так гордятся рыбы, у некоторых преобразовались в челюсти. Первые хордовые, собственно кроме самой хорды - ничего особенно то и не имели. В ордовикском периоде были хордовые животные, которые только издали напоминали рыб, но являлись бесчелюстными.
Появление челюстноротых привело к появлению активных хищников, таких например, как знаменитый дунклеостей. Эти челюсти, хоть и были развитыми, но имели ряд примитивных особенностей. Их приводили в движение мышцы бескостного рта, которые стягиваясь, захлопывали челюсти подобно капкану. Зубов Дунклеостей не имел. Их роль играли костные наросты. В последствии их вытеснили более прогрессивные костные рыбы, у которых были настоящие зубы. Они были куда более умелыми охотниками и покалечить могли даже дунклеостея. Плакодермы таким похвастаться не могли. Но все-таки они были первыми. Как? Преобразовали первый ряд жаберных щелей, покрытых чешуей в кости челюсти. Только для этой процедуры им понадобились многие миллионы лет. А эмбрион человека эту стадию проходит за 3 недели.
Итак, Рыба выбралась на сушу - где нет воды, есть палящее Солнце, более высокий уровень радиации, и множество других враждебных ей факторов. Не выжившая из ума рыба вернется в воду и больше оттуда не выйдет. Но в то же время на суше столько вкусного - скорпионы всякие, многоножки, прочая живность беспозвоночная. Да и не все водоемы вечные. Иногда пересыхают. Как тут быть? Нужно что-то с этим делать. Например, удерживать как можно больше влаги внутри организма. Можно по химичить с кожей, убрать пару ненужных элементов, типа спинного плавника. Придать конечностям более пригодную форму для хождения по мукам суше. Но это все не поможет, если нет регулятора влаги. Ведь лишняя влага начнет скапливаться где-нибудь внутри и будет море связанных с этим, болезней. И всё - фаталити!
Так тиктаалик и не думал пока "выходить" на сушу в прямом смысле слова. Дежурил он у берега в водоеме. Ждал, когда какая-нибудь многоножка подберется к воде. А там уже был волшебный кусь! Всё, обед готов.
Но есть приятель, который 370 миллионов лет назад по-свойски решил и эту проблему. Ихтеостега - род примитивных стегоцефалов. Именно они первыми (из известных) преобразовали еще один ряд жабр в лимфоузлы - некий центр биозащиты от внешних и внутренних факторов. Тут вам и регуляция количества жидкости в организме, и защита от некоторых бактерий, и борьба с опухолями и токсичными веществами, попадающими из вне. Нужная вещь. И мы, люди - тоже обладаем этим типом "жабер". А уж щитовидная железа - это наше всё! А она тоже имеет происхождение от жабер.
А наш с вами слуховой аппарат? Откуда мы все слышим, наслаждаемся оперой Вагнера и пением соловья в мае, зажимаем уши, когда работает двигатель самолета и раздражаемся от скрипа гвоздя по стеклу? Это тоже когда-то были жабры, которые через преобразование в кости челюстей стали подобием первого слухового аппарата. Ранние синапсиды, отказавшись от некоторых косточек челюстей, преобразовали их в ушную косточку, которая досталась впоследствии млекопитающим.
Но только опять же, лимфоузлы, щитовидка и слуховой аппарат - в истории эволюции животных - десятки миллионов лет. А в эмбриональном состоянии человек проходит это за несколько дней.
Так что жабры - это наше вообще всё! Шиловидный отросток височной кости, подъязычная кость, часть нервов и кровеносных сосудов. Из зачатков жабер "сделаны" хрящи гортани и голосовые связки. Утратив функцию разгона кислорода в крови, они обрели множество новых функций. Благодаря "жабрам", почти, мы можем воспроизвести низкий бас, нежный бельканто или поднять высокие альты. Фактически мы, примерно до середины груди, «сделаны» из жабер.
Но почему то, что Мир проделывал за сотни миллионов лет, мы преодолеваем за первые три месяца в утробе матери? А давайте вспомним, какие науки я перечислил выше: биология, палеонтология, анатомия... Но что-то я забыл? Да. Генетика.
В эти дебри глубоко лезть не буду. Тут я не силен вообще. Но как мне известно, наша ДНК - своеобразный жёсткий диск, где хранятся терабайты информации, накопленные за 4 сотни миллионов лет эволюции. Где-то уже информация поломанная, где-то завирусованная. Но она там, в наших хромосомах, есть. Именно эта информация дает понять, когда и на какой стадии развития нам нужны жабры в качестве дыхательного аппарата, а когда им пора переходить на другой уровень игры под названием "Жизнь". Именно эта информация от первых тетрапод дает нам сигнал к выходу из "моря" на "сушу", словно отработанный механизм, мы втягиваем в себя первый глоток воздуха в легкие, который их нам обжигает, и мы кричим от жуткой боли! Наш первый крик в роддоме. Так происходит первое наше дыхание. А потом нас отдают нашей маме.
Кстати наши легкие тоже достались нам от рыб. Кто-нибудь чистел рыбу? Помните, как вы доставали рыбий пузырь из брюха? Так вот наши легкие - это преобразовавшийся рыбий пузырь.
В общем-то, человек в стадии эмбриона повторяет все "выверты" эволюции, которая она проделывала сотни миллионов лет. Ничего нового. Ей ни к чему "заново изобретать велосипед". До новых встреч!