Найти тему
МИР (Море История Россия)

Эвакуация немцев из Севастополя. Когда ничего не совпадает, и, явно кто-то врет, но... Кто?

18.04.1944

По нашим данным, торпедные катера №14 и №94 выходившие к Севастополю, обнаружили БДБ в охранении катеров. В 1.00 и в 1.20 (повторная атака) одной торпедой потоплена баржа (одна торпеда не вышла). Противник этот эпизод не замечает, и потерь у него нет.

"Николаев" бывшая "Alba Julia"
"Николаев" бывшая "Alba Julia"

М.Морозов, описывая события, свеянные с эвакуацией из Севастополя, пишет: «Невезение наших летчиков закончилось на следующий день». С другой стороны, по странному стечению обстоятельств, в справочнике по потерям немецких кораблей потерь нет до 22 числа. В чем же дело? Может, справочники ошибаются? (Такое тоже бывает). Смотрим хронологию конвоев. Утром 18 апреля ситуация была

Немцы, наконец, подсчитали, сколько доставил накануне конвой, в составе которого следовал «Oituz». Получалось, что две БДБ и этот транспорт доставили в Сулину 136 раненых, 3093 солдат 258 эвакуированных, ушедшие в Констанцу «Anna» и 3 БДБ доставили 302 раненых, 437 солдат, 60 гражданских, Суммарно 438 раненых, 3530 солдат 318 эвакуированных гражданских.

В Севастополь вошли конвои «Prodromos» и «Dresden» (состав давался ранее, конвои прибыли без потерь).

Из Севастополя вышло сразу несколько конвоев (и у конвоев появились кодовые имена):

-«Suse» в составе венгерского транспорта «Budapest» (типа «Tisza»), 3 БДБ, имея на борту 1185 солдат и 36 раненых

-«Bambus» («Бамбук») «Kassa» «Tisza» «Lola»(проследить судьбу этого парохода не удалось, известно, что он арестовывался в связи с поставками Польши в Испанию), два раумбота, имея на борту 2801 солдата 5 раненых 802 эвакуированных

-«Thoma» канонерская лодка «Gikulescu», эсминец «Maresti», R-216, Uj-104, и «Alba Julia» («Ardeal» из-за неисправности машин, вернулся в Севастополь) Конвой имел на борту4046 солдат, 385 раненых, 937 эвакуированных и 370 пленных.

- (без имени) 10 БДБ, имея на борту 1021 солдат, 165 раненых, 251 эвакуированный, 1375 пленных.

Из Констанцы вышли конвои:

-«Odol» в составе: танкер «Ossag», вооруженные транспорты КТ-25 и КТ-26, Uj-105, раумбот

-«Jockei» в составе 6 БДБ

-Uj-106, R205

В работе М.Морозова «Топи их всех!», события очень живо и красочно:

«В 11:45 в 68 милях юго-западнее м. Херсонес был обнаружен конвой, направлявшийся к берегам Румынии. Уже спустя 5 минут с аэродрома Сокологорное на перехват вылетели восемь «Бостонов» 13-го гв. ДБАП. Их целью был караван в составе румынских транспортов «Альба Юлия» (5708 бр.т) и «Данубиус» (1489 бр.т) в охранении эсминца «Марашти», канлодки «Гикулеску», охотника «Uj 104» и моторного тральщика «R 216», но первая атака, по данным противника была произведена из-под воды.

Увидев след торпеды, приближавшейся с левого траверза, «Гикулеску» резко отвернула и произвела бомбометание по расчетному месту нахождения субмарины. На поверхности появилось масляное пятно. В 12:25-12:28 подводную цель атаковал немецкий охотник. Появившиеся пузыри воздуха немцы приняли за признак гибели лодки.

Прошло меньше часа с момента «разборки» с субмариной, как над конвоем появились самолеты. При приближении к цели семерка топмачтовиков А-20 (еще один осуществлял фотоконтроль) разделилась: три «Бостона» навалились на «Марашти», а четыре других, несмотря на отчаянную контратаку шедших в лобовую трех Bf110, выбрали своей целью «Юлию». В момент выхода на дистанцию сброса бомб транспорт начал маневр уклонения вправо, из- за чего все бомбы разорвались в 5-15 метрах по носу. Учитывая, что каждый топмачтовик нес всего по восемь ФАБ-100, их близкие разрывы не дали большого эффекта. Самоотверженность наших пилотов обошлась дорогой ценой – два А-20 были сбиты зенитной артиллерией и погибли вместе с экипажами»

Вообще-то, выше, мы привели состав конвоев, «Данубиус» там не фигурирует. Достоверность остальной информации комментировать не будем. Отдельные, почти достоверные эпизоды сложены не в том порядке. Впрочем, в «Хронике…» они тоже стоят не в том порядке, но там дано время.

Первый эпизод, отмеченный противником:

07.05 торпедная атака на конвой «Bambus». транспорт «Tisza» уклонился от трех торпед. По нашим документам соответствия нет. Или немцам почудилось (но вряд ли), или стреляла подводная лодка, не вернувшаяся с задания (к примеру, по памяти, в апреле не вернулась «Л-6»)

8.10 атака четырех советских самолетов на тот же конвой. По журналам транспортов атака торпедоносцев, в других документах – бомбардировщики. По нашим данным, атака четырех торпедоносцев была, но намного позже. Соответствия нет.

12.30 атака советской авиации на конвой «Thoma». Указаны бомбардировщики и торпедоносцы. Отмечено попадание бомбы в «Alba Julia», машины вышли из строя. Соответствие в наших документах есть. Цитирую советский документ:

«В 11.20 семь самолетов (13 гв. ап) и один самолет (фотоконтроль) вылетели для уничтожения конвоя, обнаруженного воздушной разведкой в 68 милях юго-западнее маяка Херсонесский. В 13.11 конвой (транспорт 5000т, транспорт 1500т, миноносец, тральщик, четыре сторожевых катера) был обнаружен (даны координаты). Три самолета атаковали миноносец с целью подавления огневых средств. Четыре самолета с 13.17 до 13.22 топмачтовым методом бомбардировали головной транспорт в 5000т Разрывы бомб наблюдались в расстоянии 5-15 м от транспорта Удар по конвою был сфотографирован. Налету противодействовал сильный зенитный огонь противника и три самолета Ме-110. В 13.25 один наш самолет был подбит, сел на воду и потонул. Экипаж плавал на шлюпке. Второй самолет был подожжен огнем зенитной артиллерии при выходе из атаки, упал в воду горевшим, экипаж погиб».

Время, с учетом разницы в часах, совпало (разница в 10 минут не принципиальна). Место тоже. Этот же эпизод есть и у М.Морозова, но эпизод с подводной лодкой является вымыслом автора. О подводных лодках немцы на тот момент не упоминают.

Вернее, как… атака подводной лодки была, но, только по советским данным, и случилась она не до налета авиации, а, после. (По немецким данным тоже). До этого эпизода мы доберемся.

Про «Ме-110» противник ничего не пишет. Вопрос сложный, ибо не было уже таких самолетов в Севастополе, а, конвой только вышел из Севастополя. Замнем для ясности. Следующий эпизод.

Хроника дает интересный вариант развития событий:

«С 12.15 до 14.45 шесть Пе-2 (40ап) в сопровождении 10 истребителей (43 ап) в (указаны координаты)бомбардировали конвой (транспорт 5000т, два транспорта по 1000-1500т четыре неопознанных судна, два сторожевых катера). Потоплен транспорт 5000т. Налету противодействовал сильный зенитный огонь и два самолета Га-140».

И еще:

«В 14.24 четыре торпедоносца Ил-4 (5 гв. ап) в (указаны координаты) атаковали конвой (три транспорта 5000 т., 3000т. и 1000т, миноносец, тральщик, три-четыре сторожевых катера и четыре БДБ) Экипажи наблюдали взрыв и пожар в носовой части транспорта в 5000т. А 14.44 пять самолетов бомбардировали этот же транспорт. Разрывы бомб наблюдались в 2 м от борта транспорта. Прямым попаданием потоплена БДБ».

М.Морозов пишет:

«Более успешным оказался удар шестерки Пе-2, атаковавшей суда около 14:30. «Пешки» последовательно пикировали с высоты 2000 до 1300 метров и сбрасывали на транспорт по три ФАБ-250 и одной ФАБ-100 каждая. В ходе этой атаки «румын» получил два прямых попадания, еще несколько бомб разорвались рядом. К несчастью, четверка Ил-4, сбросивших торпеды почти в это же время, успеха не добилась».

Все это прекрасно, но этих данных в документах противника НЕТ. Совсем нет. Налеты не отмечены в журналах немецких кораблей. Все сразу ошиблись?

А, вот теперь мы подошли к подводной лодке. По данным «Хроники…»: «В 15.32 подводная лодка «С-31», находившаяся на позиции №9 (район к юго-западу от Херсонеса), наблюдала атаку нашими самолетами (!) буксируемого транспорта противника, который в 19 часов начал тонуть. Во время сближения с конвоем на лодку сброшено 13 бомб».

Стоп. Это, немного, не та лодка. (Но, наблюдения ее интересны). Противник четко фиксирует в этом районе ДВЕ подводные лодки (гидроакустическими станциями разных кораблей).

Скорее всего, это другая лодка: та, которая до этого, атаковала конвой «Bambus» (точка предыдущей атаки совсем рядом). Uj-104, зафиксировав шумы двух подводных лодок, остался в охранении транспорта, а два других охотника (подошедший Uj-106 и Uj-105, из конвоя «Odol») атаковали одну подводную лодку, и потопили ее (отметив, что вторая ушла).

На месте потопления, противник отмечает большое масляное пятно и очень большой пузырь воздуха. Очень может быть, что это, действительно, была Л-6. Координаты есть, можно будет проверить (когда-нибудь потом, если будет возможность). Правда, глубины там…

М.Морозов указывает: «Тем временем воздушные налеты продолжались. Не успели улететь «пешки», как с горизонтального полета (высота около 2000 м) отбомбились пять А-20 (каждый сбросил по восемь ФАБ-100) 36-го мтап, которые легли мимо целей. Еще одна атака последовала в 17:45. Четыре «Ил-4» бомбили конвой с большой высоты, сбросив четыре ФАБ-250 и 40 ФАБ-100, и снова не добились успеха. Воспользовавшись отсутствием у наших самолетов истребительного прикрытия, «стодесятые» сбили одну машину»

Похоже на данные из «Хроники»:

«Для повторного удара по этому же конвою вылетели четыре самолета Ил-4 (5 гв. ап) и пять самолетов 36 ап. В 17.45 четыре Ил-4 бомбардировали подбитый транспорт в 5000 т., который был на буксире у миноносца и четыре транспорта по 1000т. Потоплены транспорт и сторожевой катер».

А, вот этот эпизод в немецких документах есть (только самолеты указаны другие). В 16.40 (т.е. по нашим часам 17.40) отмечена повторная атака четырех «Бостонов», но… «Повреждений НЕТ».

Даю опять М.Морозова:

«Наконец в 19:10 пятерка «Бостонов», с трудом отыскав цель в сгущающихся сумерках, высыпала на нее с большой высоты две ФАБ-250 и 32 ФАБ-100. Транспорт повреждений не получил, чего нельзя сказать о нашей ударной группе. «Мессершмитты» из состава нового патруля сбили один А-20 и тяжело повредили два других, которые ушли на вынужденную».

Прокомментировать не могу. В документах противника этого эпизода опять нет. Ладно, не суть. М.Морозов пишет:

«И, все-таки, «Альба Юлия» находилась в весьма плачевном состоянии: из-за подводных пробоин она начала валиться на борт и потеряла ход. Спустя некоторое время крен достиг 30 градусов. Находившихся на борту румынских солдат обуяла паника, многие из них предпочли неустойчивой палубе холодную апрельскую воду и стали прыгать за борт…

Судьба парохода была бы предрешена, если бы не появившиеся по случаю неподалеку эсминцы «Р.Мария» и «Р.Фердинанд». Своими мощными водоотливными средствами им удалось уменьшить крен до 9°, тем временем были заведены пластыри. Корабли охранения, летающие лодки «Дорнье», как и суда направлявшегося в Севастополь конвоя (танкер «Оссаг», военные транспорта «КТ 25», «КТ 26») занялись спасательными работами, однако не менее 500 человек из 4000 эвакуируемых утонуло или погибло от переохлаждения».

Интересно, откуда такие данные? Немцы (народ педантичный), после подсчета потерь, недосчитались 211 человек, которые, как они пишут, действительно, прыгнули за борт. Но саму ситуацию они описывают совершенно иначе. Прежде всего…

Откуда взялись в этом районе «эсминцы «Р.Мария» и «Р.Фердинанд»»? Их в том районе, в то время, не было. Все дело в том, что три эсминца (кроме «Мэрэшти», который был в конвое), были направлены к Босфору для конвоирования «Бессарабии» и «Трансильвании», но… не получилось. Турки не выпустили эти суда из-под ареста, и три эсминца были вынуждены лечь на обратный курс, возвращаясь ни с чем. Ладно, вернемся к конвоям.

Ситуация развивалась совершенно иначе. Конвой «Odol» принял на борт танкера «Ossag», КТ-25 и Uj-104 всех эвакуируемых с транспорта «Alba Julia», после чего, конвой направился в Румынию, не заходя в Севастополь. КТ-25, Uj-105 и два раумбота начали попытки буксировки «Alba Julia», которая полностью потеряла ход.

Дабы закончить эту историю, можно сказать, что конвой, буксирующий поврежденный транспорт , вошел в Констанцу на следующий день, имея на борту 331 человека и 8 раненых. Транспорт встал на прикол, и был захвачен (потом) в порту Констанца. Служил в нашем флоте под именем «Николаев».

Вошедшие в Севастополь конвои, находились в достаточно сложной ситуации, т.к. часть бухты находилась под обстрелом, а советская авиация периодически совершала налеты на гавань.

Так, к примеру, «Helga» в своем журнале отмечает, что в 14 часов разрывы снарядов ложились в 100 метрах от борта. В 14 часов началась погрузка, и к 16 часам транспорт принял на борт 1600 румын и 100 хиви. К этому времни советская артиллерия пристрелялась, и разрывы начали ложиться в 3-4 метрах от борта. В 16.15 корабль получил попадание между мачтами. Поскольку на палубе размещались хиви, у хиви отмечен один раненый и один убитый.

В 17 часов корабль снялся для следования в Констанцу. Разрывы легли в 20 метрах за кормой. В 17.30 после того, как была пройдена линия боновых заграждений, отмечен налет 30 Ил-2. Во время штурмовки отмечен один убитый и 4 раненых (опять среди хиви).

В17.40 по правому борту (т.е. с Северной стороны) снова отмечен обстрел. Чуть позже, опять налет. Но, скорее всего, атаковала не флотская авиация.

8-я воздушная армия нанесла ряд ударов по войскам противника. Ночная авиация (48 шт. У-2 и 6 «Бостонов») совершила 87 самолетовылетов – 10 по аэродрому Херсонес, 60 по войскам, 7 на разведку. Днем 387 самолетами (138 штурмовиков, 186 истребителей, 54 бомбардировщика) сделано 506 самолетовылетов: по войска 155, по плавсредствам 28, по аэродрому 38, на сопровождение 152, на прикрытие 80, остальные на охоту и разведку. По данным 8-й ВА сбито 8 самолетов противника, (3 Ме-109 и 5 ФВ-190), свои потери 11 самолетов (3 Як-1, 7 Ил-2, один Пе-2). 4-я ВА совершила 113 самолетовылетов. ПО данным журнала 4-й ВА потоплен транспорт 3 тыс. т.

Противник, подводя предварительные итоги эвакуации, отмечал, что к 18 апреля (но не включая эту дату) в Румынию уже доставлено около 19 тыс. солдат, 3,8 тыс. раненых, 1,2 тыс. разных лиц, суммарно около 24 тысяч, и в процессе доставки еще 17 тыс. человек. Но прикидки эти достаточно грубые, просто цифры из немецкого документа, без анализа достоверности, считать мы будем чуть позже.

Авиация ЧФ была вы этот день занята: 11-я штурмовая авиадивизия ЧФ (8-й гв. и 47-й шад) перебазировалась на аэродром в Саки.

[1] ЦАМО Фонд 244 Опись 3000 Дело 807