Сюжет не самое главное в “Уэнсдэй”. Важно, каков результат и путь к исполнению идеи в реальность. К слову, это первый раз, когда кто-то сосредоточился только на Уэнсдэй Аддамс.
Предыстория создания сериала
В 1991 году за проектом “Семейка Аддамс” (The Addams Family) на посту режиссёра был закреплён Тим Бёртон (Tim Burton). Но ему пришлось выбирать между ним и “Бэтмен возвращается” (Batman Returns) из-за конфликта съёмочных графиков. Бёртон предпочёл второй проект, а Аддамсы отошли Барри Зоннефельду (Barry Sonnenfeld). The Addams Family стал первым режиссёрским проектом для Зонненфельда, до них он работал оператором у братьев Коэн. Так, Барри получил билет в большое кино – его дебют оказался коммерчески успешным, и, хотя продолжение “Ценности семейки Аддамс” (Addams Family Values) 1993 года уступило первой части, тем не менее его следующая работа “Достать коротышку” (Get Shorty) от критиков получила высокую похвалу, и дело пошло. И, самое главное, он вписал колоритную семейку в историю своим прекрасным фильмом, подарив им неповторимый кинематографичный шарм.
Всё это время Бёртон не возвращался к Аддамсам, работая над другими проектами, но ведь по эстетике Аддамсы и Бёртон созданы друг для друга, поэтому сотрудничество рано или поздно должно было состояться.
Думаю, азарта и желания сделать это у режиссёра прибавилось после неудачи с анимационной историей. В марте 2010 года Illumination Entertainment и Universal Pictures купили права на оригинальные рисунки Чарльза Аддамса по Семейке Аддамс. Бёртон должен был стать соавтором сценария, сопродюсером и, возможно, режиссёром. В июле 2013 года проект закрыли.
Сериал “Уэнсдэй” (Wednesday) 2022 года стал для Тима Бёртон логичным продолжением творческой карьеры. Он поставил только половину шоу (4 эпизода из 8) и выступил исполнительным продюсером, но это ожидание того стоило. История получилась классная и запоминающаяся.
Даже те, кто не видел раньше ни фильмов 90х, ни мультфильмов, ни комиксов Чарльза Аддамса, проникнутся проектом Тима Бёртона для Netflix. В сериале сохранили изюминку необычной семейки Аддамс – мрачность, чёрный цвет, своеобразный юмор и искреннюю любовь друг к другу.
Сюжет сериала Wednesday
По сюжету Уэнсдэй Аддамс исключают из школы за то, что она отомстила за своего младшего брата Пагсли парням, которые над ним издевались. А, поскольку издеваться над Пагсли может только сестра, она выпустила пираний в бассейн, где они тренировались. Уэнсдэй была переведена в Академию Невермор (Nevermore Academy) в середине учебного года. Это стало возможным благодаря связям родителей Уэнсдэй и директора Лариссы Уимс и потому, что они сами тут учились. Уэнсдэй оказывается в дали от семьи, что её нисколько не пугает, знакомится с новыми людьми, что ощутимо напрягает, потому что с ними надо общаться, и понимает, что в Академии есть довольно интересная тайна. Именно это и останавливает Уэнсдэй от побега.
На первый план вынесено взросление Уэнсдэй, её построение отношений с внешним миром, а фоном пустили детективную историю. Сделано это красиво, все 8 эпизодов смотреть исключительно интересно. Детективную историю при всей её простоте и очевидности (те, кто умеет и любит предугадывать на ход вперёд, догадается о развязке быстро), на мой взгляд, сделали добросовестно, крепко. Не стали пренебрегать законами расследования, имея на уме другую проблему для проработки. Сложности расследования логично пересекаются с личностными характеристиками – получается, что детективная линия помогает прописать образ Уэнсдэй со всех сторон.
Образ Уэнсдэй Аддамс в сериале
Центром этой истории, конечно, является Уэнсдэй Аддамс. Сценарист использовал крутой ход – в первых эпизодах он показал девушку, новую студентку Невермора, классной, самодостаточной, умеющей постоять за себя. Она не следует трендам, у неё нет смартфона (она не хочет быть рабой технологий), следовательно, её нет ни в одной соцсети, по её мнению, это опустошающая пропасть бессмысленного самоутверждения, она не хочет идти по стопам родителей – то есть не собирается влюбляться, выходить замуж и вести хозяйство (в этом, кстати, звучит и угода современным ценностям, в сериале вывели разные типы людей, всем дали возможность высказаться). Уэнсдэй пишет роман-детектив о Вайпер де ла Муэрте, на пьедестал у неё стоит Мэри Шэлли с её романом “Франкенштейн”. Мэри написала его в 19 лет, и Уэнсдэй хочет её обставить, ей самой в сериале исполнилось 16, так что впереди ещё три года. Тут даже выбор “Франкенштейна” неслучаен – для сюжета это имеет значение, в нём есть отчасти подсказка для разгадки.
Уэнсдэй показывает себя всё же ранимой душой, которая расставила очень большой оборонительный периметр вокруг себя. Она подобно дядюшке Филиппу из недавней сказки Фрэнсиса Лоуренса Slumberland “игнорирую чувства и со мной всё хорошо”. Она позволяет себе раскрыться, сказав, что общение для неё чуждо, ведь обычно люди, завидев её на улице, переходят на другую сторону. Она отметила, что первой её влюблённостью был французский философ Жан-Поль Сартр, он сказал: “Ад – это другие”. Уверовав, что это так и есть, периметр и появился, потому проблемы со сближением не заставили себя ждать.
В начале сериала родители говорят дочери, что в Академии ей неминуемо придётся общаться с одноклассниками, в их формулировке это звучит как “пополни ими свою бездну презрения”. Она делает круг, согласно сюжету, и возвращается к этому высказыванию мысленно, когда её обретённая подруга, соседка по комнате Инид раскрывает правду о характере Уэнсдэй, объясняет, что нельзя быть такой эгоистичной с людьми и использовать их в своих корыстных целях, ведь у них есть чувства.
Последний, кто дразнил меня, потерял палец, – с гордостью говорит Уэнсдэй директору Уимс, когда та пытается остановить студентку и не лезть в расследование странных происшествий в Неверморе. Но при этом Уэнсдэй всё же вызывает симпатию, даже когда откровенно перегибает палку в отношении тех, с кем ей приходится контактировать, чтобы продвинуться в расследовании дальше.
И здесь я хочу отметить, что поведение макабрической занозы меня живо интересует. На это есть конкретная причина – мне самой хотелось бы уметь держать лицо и отстаивать свою точку зрения. Если в писательстве у дерзкой Аддамс ориентиром является Мэри Шэлли, то в плане ассертивности для меня пример именно Уэнсдэй. Я не говорю о перегибах, я имею в виду именно её цельность, начитанность, умение использовать информацию, когда-либо почерпнутую из книг, способность заявлять о своих предпочтениях, даже если они шокируют собеседника. Мне этого очень не хватает в жизни.
Отношения с одноклассниками в Неверморе
Очень трогательно выглядят её вступления в отношения с новыми людьми. Здесь есть и зарождение первой любви (Тайлер-Уэнсдэй), и соперничество (Бьянка-Уэнсдэй), и любовный треугольник (Уэнсдэй-Тайлер-Ксавье), и чудо BFF, best friends forever, друзья навсегда (Уэнсдэй-Юджин, Уэнсдэй-Инид).
Общество Академии Невермор составляют изгои. Структура походит на Хогвартс с его Гриффиндором, Когтевраном, Пуффендуем и Слизерином. В Неверморе есть Чешуйчатые (Сирены), Меховые (Оборотни), Клыкастые (Вампиры) и Каменные (Горгоны). Причём потрясающий эффект я заметила от того, когда вся публика в кадре собирается вместе. Обычно костюмы используются для прикрытия, для воссоздания какого-либо образа, то есть первое, что приходит в голову при упоминании костюма, это маскарад. В этом сериале все эти Горгоны, Сирены и Оборотни выглядят гротескно, но это работает им на пользу. Вообще нет ощущения искусственности, всё это походит на реальную жизнь с её масками и ролями. Хвала сценаристам и художнику по костюмам, кто соединил всё в интуитивно правдоподобную картину. Зная заведомо, что перед глазами рукотворный мир в рамках съёмочной площадки, воспринимается он без прикрас, как голая правда.
Тайлер-Уэнсдэй
Тайлер выглядит как мамина радость на первый взгляд. Их знакомство состоялось в кофейне Weathervane, где он работает бариста, и Уэнсдэй починила кофемашину, чтобы получить свой кофе. Она впечатлила его знанием итальянского языка, прочитав инструкцию к кофемашине, он отметил её необычную внешность, необычную даже для изгоев, которые в городке являются привычным явлением. Она не склонна выражать эмоции как девчонки обычно делают. Она признаётся, что единственный раз, когда плакала, была гибель её ручного скорпиончика Нерона.
Бьянка-Уэнсдэй
Бьянка относится к Сиренам. Это самая популярная девочка в Академии, она никогда не проигрывала Кубок По, всегда лидирует на соревнованиях по фехтованию, её парнем был самый красивый мальчик Ксавье Торп, сын медиума, постоянно дающего шоу в Лас-Вегасе. Бьянка интересна тем, что похожа на Уэнсдэй своими решительными поступками, своей самостоятельностью. Разница в них огромная – Бьянка эмпатичная, она понимает ценность человека при всей своей жёсткости и готова озвучивать мысли, чтобы прийти к правильному решению. Но в Уэнсдэй она видит достойного соперника, с которой интересно вступать в бой. Обе девочки не готовы проигрывать.
Уэнсдэй-Тайлер-Ксавье
Тайлер является сыном шерифа городка, он может предоставить Уэнсдэй полезные в расследовании данные. Ксавье заинтриговал её своими странными поступками, он для неё слишком подозрителен, поэтому его нужно держать поблизости. Близость опасности повышает уровень адреналина и делает унылую гору презренных одноклассников чуть живее.
В итоге она использует их обоих, совершенно не заботясь об их чувствах. Контрастом тут служат распавшиеся отношения Бьянки и Ксавье. Она сначала показана как классическая стерва и естественным образом вызывает отторжение. Баланс выдержан – на фоне Бьянки зрителю дают возможность оценить достоинства миленькой Уэнсдэй и откровенно доминирующей Бьянки, зато позже появляется возможность расставить акценты и понять, кто прав, а кто – нет.
Выбор Уэнсдэй сделали неочевидным. Это нужно для интриги и для окна возможностей на второй сезон.
Уэнсдэй-Юджин, Уэнсдэй-Инид
Юджин Оттингер – президент клуба пчеловодов. С ним Уэнсдэй познакомилась, когда ей пришлось выбрать кружок по интересам. Его уединённая пчелиная ферма привлекла внимание девочки, здесь только один человек, его вполне можно вытерпеть.
Инид – соседка по комнате в Офелии-Холл. Потрясающая юная оборотень, которая для своей стаи является изгоем, потому что не обратилась в установленный момент. Она сама для себя выбрала момент для обращения, согласно её словам. Инид сразу проявила искренний интерес к Уэнсдэй, не побоялась её мрачности и огромного расстояния, которое она держит между всеми, кто попадается ей на пути. Между ними выстроились классические девачковые отношения с подколками и милыми стычками. Меня растрогал подарок Инид, который она приготовила на день рождения Уэнсдэй.
Когда я впервые прочитала сообщение о том, что снимается сольный сериал о дочери Аддамсов, попутно мне попались на глаза скептические комментарии по поводу выбора актрисы на её роль. Смуглая калифорнийка Дженна Ортега не ассоциировалась с бледнолицей любительницей спать в морозилке морга и разделывать трупы белок. Опять стали принижать актёрские способности и возможности гримёров. После просмотра уже первого эпизода становится ясно, что Дженна Ортега – идеальная кандидатура на роль Уэнсдэй Аддамс. Это просто браво.
Она жуткая и чокнутая (creepy and kooky), девочка в чёрном с косичками, время над которыми не властно, она Аддамс, к каким зритель привык, увидев их в макабрической комедии Барри Зонненфельда. Она передала вдохновлённую ужасами эстетику с готическим оттенком. Получив роль, Дженна опубликовала сэлфи в своём аккаунте с подписью: "Новая глава. Надеюсь, я смогу воздать должное Уэнсдэй Аддамс" (New chapter. Hope I can do Wednesday Addams justice).
Да. Так и есть!
Интересный факт
Важно отметить, что Семейка Аддамс начиналась как серия одностраничных карикатур, нарисованных иллюстратором Чарльзом Аддамсом, которые выходили с 1938 года до его смерти в 1988 году. Первой голливудской адаптацией был получасовой ситком, который шёл с 1964 по 1966 год. В 1973 и 1992 годах последовали два мультсериала, а с 1998 по 2001 год транслировался телесериал под названием "Новая семейка Аддамс" (The New Addams Family).
*Поскольку я не смотрела эти экранизации, я ориентируюсь в тексте на более современные варианты, которые смотрела. Комиксы я тоже видела.
***
Новость о том, что готовится сериал:
В тексте при перечислении групп учащихся я назвала Stoned Укурками, поскольку на тот момент не было подробностей. На самом деле это Горгоны. Они способны сделать каменными того, на кого смотрят слишком долго, или себя, увидев отражение в зеркале.