Говорят, эта история началась с застенчивого заики Фрэнка Вулворта. В конце XIX века парнишка работал помощником в торговой лавке, и чтобы поменьше общаться с покупателями лично, решил распродать сезонный товар по пять центов, не торгуясь. Акция возымела успех, а парень – внезапно – создал крупнейшую розничную сеть начала XX века, Woolworth, и прослыл праотцом ценников, распродаж и скидочного маркетинга.
А дальше, спустя почти полтора века...
Сейчас будет несколько неожиданный поворот, приготовьтесь.
В 2008 году в калифорнийском магазине Toys R Us в перестрелке погибло два человека, которые... не поделили детские игрушки со скидкой🙈 Тогда же в деревушке Валли-Стрим двухтысячная толпа не в силах дождаться старта распродажи насмерть затоптала охранника, проломив дверь супермаркета Walmart.
Про другие убийственные скидки я рассказала вчера в видео:
Что объединяет эти трагедии?
Чёрная. ОЧЕНЬ чёрная пятница,
которая стала апофеозом скидочного маркетинга.
Классическая Черная пятница выпадает на уикенд между 23 и 29 ноября. Распродажа стартует на следующий день после Дня Благодарения и длится до самого Рождества. Если вы читаете эту статью в день выхода, вы читаете её именно в Чёрную пятницу.
День Благодарения – популярный в североамериканских странах праздник. В США он отмечается с 1621 года. Традиция благодарить Господа за всё, что имеешь, связана с историей первых колонистов. Пережив суровые зимы, они просто хотели сказать спасибо за сохраненную жизнь.
Почти три века дата празднования плавала, но в 1941 году Правительство США закрепило за ним четвёртый четверг ноября.
За сто лет традиция устраивать в конце ноября распродажу захватила всю планету. Став массовой, она и получила своё «чёрное» имя.
Западный пролетариат часто берёт на Чёрную пятницу выходной и весь день проводит с семьёй в магазинах.
Кстати, откуда название?
- По одной из версий, Чёрная пятница переняла имя у «чёрных пробок». А их, мол, так в своё время назвали, потому что улицы Филадельфии буквально тонули вечерами в тёмном потоке машин. Какая тут связь со скидками – шут его знает, спишем на трудности перевода)
- По другой легенде, распродажный уикенд обязан именем идиоме in the black, так лавочники обозначали положительный баланс в бухгалтерских книгах. Ноги самой идиомы растут из чёрных чернил, которыми продавцы фиксировали приход средств (расходы вносили красным). Чёрный цвет стал тогда для торговцев символом прибыли.
Виртуальный брат
Когда добрая половина мировой розницы переехала в онлайн, у Чёрной пятницы появился цифровой аналог – киберпонедельник. С позволения американских маркетологов, он с 2004 года стартует сразу после старшей сестры – в первый рабочий день после Чёрной пятницы.
Китайская версия
Уикенд распродаж – это для слабаков, давайте сделаем ВСЕМИРНЫЙ день шопинга и объявим его праздником❗️
Примерно так маркетологи Поднебесной придумали ещё одну ежегодную грандиозную(🤡) распродажу. На этот раз поводом стал День Холостяка (11 ноября), к которому китайская корпорация Alibaba Group приурочила очередные «огромные» скидки.
День холостяка – нетрадиционный (современный) китайский праздник, посвящённый поддержке одиноких людей. Одиннадцатого ноября его празднуют из-за того, что дата представляет собой четыре единицы подряд.
Одиночки – повод, о котором быстро забыли, ведь он был нужен, только чтобы успеть раньше американцев распродать товар перед ежегодным обновлением ассортимента.
Имела ли акция успех? Пусть за меня ответит цифра $38,3 миллиардов (если что, это в полтора раза больше ВВП Новосибирской области). Именно столько Alibaba Group заработала только на первом Всемирном дне шопинга.
Реально ли сэкономить на распродажах? Я – сомневаюсь, но решать вам. Пока одни охотятся за гигантской скидкой, другие – готовят чёрные чернила. Что бы вы сейчас ни купили, по ту сторону распродаж прибыль уляжется стройным цифрами исключительно «in the black».