Найти тему
Валерий Грачиков

Упорная, но невезучая

Порой у принцесс, да и не только у них, все складывается так, что вот вроде бьешься за то, чтобы тыква стала каретой, а каморка дворцом. И даже почти получается. Но каждый раз возникают препятствия на пути к полной гармонии, счастью и богатству. У Марии де Монпелье как раз получилось именно так.

Вообще все началось с ее матушки, которая была какой-то там византийской принцессой. Историки так до сих пор не договорились окончательно, была ли Евдокия Комнина дочерью византийского императора Мануила или племянницей и насколько близкой племянницей. Но факт, что она была византийской принцессой и базилевс продал ее отправил выходить замуж в Арагон за тамошнего наследника престола.

Только когда Евдокия добралась из Константинополя в эту глухую деревню под названием королевство Арагон, то ее жених отчудил по полной программе: отказался жениться на родственнице самого императора и

«предпочел бедную кастильскую служанку золотому верблюду императора Мануила».

На самом деле «бедная кастильская служанка» была дочерью кастильского короля, но в сравнении со знатной гречанкой из рода Комнинов она, конечно, выглядела служанкой.

Оставшуюся без жениха принцессу быстро пристроили замуж за Гийома де Монпелье. Ну чтобы не везти девушку назад в такую даль, решили просто по быстрому выдать замуж за более менее подходящего кандидата на месте.

Так как этот брак в общем-то был честью для сеньора Монпелье, он дал торжественную клятву, что наследником его владений станет тот, кто родится в браке с византийской принцессой - неважно, сын или дочь. Родилась девочка. Мария де Монпелье.

-2

Больше детей у Гийома с Евдокией не было, потому что у сеньора Монпелье с самого начала имелась другая любовь. А Евдокии искать поддержки в далекой варварской стране было в общем и целом не у кого.

Получилось, что папа с мамой Марии как бы развелись, но не совсем. У отца появилась другая женщина, родившая ему и сыновей, и дочерей. И Мария, которой Гийом из-за своей опрометчивой клятвы должен был оставить Монпелье, стала ему очень мешать. Чтобы маленькая принцесса не мешалась, ее:

✅В 11 лет выдали замуж. Не помогло, муж, виконт Марсельский, скоро отправился на небеса, а принцесса Мария стала вдовой в 12 лет.

✅В 16 лет нашли второго мужа - графа Комменжа Бернарда. Этот граф тоже оказался весьма занятным персонажем. К моменту женитьбы на Марии он уже успел два раза развестись, но как-то не совсем по закону. Через четыре года Мария тоже ему надоела и он «развелся» и с нею, так как «не чувствовал к принцессе Монпелье брачной привязанности». Две дочери, наверное, получились сами по себе. Без привязанностей.

И тут отец Марии, Гийом, отправился на небеса и возник вопрос - а чей же собственно Монпелье. Вариантов имелось ровно два: либо Марии, либо ее сводного брата от другой женщины.

-3

Столь серьезным вопросом занялся сам Папа римский Иннокентий III, которому пришлось решать очень непростую задачу с несколькими неизвестными:

✅С одной стороны Гийом был верным сторонником папы в очень интересном регионе, где многие перешли в катарскую ересь.

✅С другой - Гийом по факту оказался двоеженцем, так как принцесса Евдокия из Византии была вполне себе жива и согласия на развод не давала. Хоть и сидела тихой мышкой в монастыре.

Папа Римский Иннокентий III
Папа Римский Иннокентий III

Дилемма оказалась слишком сложной даже для такого решительного папы как Иннокентий III, но ее разрулила сама Мария и горожане Монпелье. Они просто прогнали детей Гийома от другой женщины и пригласили править городом Марию. А так как она сама по себе без покровителя обходиться не могла, на дворе все-таки царило Средневековье, то Мария де Монпелье вышла замуж за короля Арагона Педро II, сына того самого маминого жениха, выбравшего «кастильскую служанку».

И вроде все стало хорошо - Мария стала королевой Арагона, Монпелье тоже стал ее. Вот только надо же как получилось - Педро Арагонскому этот Монпелье совершенно был не нужен. Точнее, король Арагона видел больше перспектив в том, что он отдаст владения жены за военный союз с графом Тулузы.

Такое отношение к наследству Марии со стороны мужа привело к тому, что так славно начавшаяся семейная жизнь дала огромную трещину. И Педро Арагонский тут же вспомнил, что его жена Мария – изменница и вообще всегда была ему неверна. Чуть ли не с самого начала. Она ведь все еще замужем за графом Бернардом Комменжским. Ну с тем, который сначала сделал Марии двух дочерей, а потом решил, что «не испытывает брачной привязанности». Он ведь жив?! Жив. Значит все – прелюбодейство как есть.

И что теперь Марии было делать? Ведь муж обвинил ее примерно в том же самом прегрешении, на основании которого она считала правильным отобрать Монпелье у сводного брата. Единственное, что было хорошо - Монпелье всегда стоял за свою принцессу и горожане прогнали теперь еще и арагонцев, а в начавшейся заварушке крестового похода против альбигойцев заняли нейтральную сторону.

Но бракоразводный процесс продолжался, муж Педро, как король Арагона, надеялся решить вопрос с Монпелье в свою пользу, тем более, что у него появилась более перспективная кандидатка в жены, не то, что владелица какого-то города, а наследница иерусалимского трона.

-5

В 1213 году, после долгих 10 лет тяжбы за Монпелье со сводным братом и пяти лет бракоразводного процесса с королем Арагона, Иннокентий III, наконец, принял свое веское и справедливое решение, завершив все тяжбы вокруг Марии строго по закону, правде и совести:

✅так как отец Марии не развелся законным образом с ее матерью, то второй брак Гийома де Монпелье Папа признал незаконным, детей, рожденных в этом браке - незаконнорожденными и наследовать Монпелье поэтому могла только Мария.

✅так как Бернард Комменжский не разводился со своими предыдущими женами законным образом и оказался плохим сыном церкви (поддерживал катаров), то его брак с Марией де Монпелье объявлялся недействительным и не мог считаться препятствием для ее замужества с Педро Арагонским.

✅соответственно, с браком Марии и Педро Арагонского все оказалось в порядке. Никакого прелюбодеяния не было, оснований для развода нет.

Мария де Монпелье победила всех.

Монпелье теперь был ее.

Она осталась королевой Арагона.

Тыква стала каретой.

Вот только где-то за сценой смеялись прядущие судьбу норны.

Даже не успев уехать из Рима, где рассматривались все дела, Мария де Монпелье подхватила какую-то болячку и в 32 года отправилась на небеса. Всего через месяц, после того, как победила всех в семейно-наследственных тяжбах.

Ее муж мог бы праздновать победу в долгом споре с супругой. Ведь вроде бы получил свободу от брачных уз и все земли покойной жены без судов и долгих споров. Но всего через полгода он сложил голову в глупейшим образом проигранном сражении с крестоносцами Симона де Монфора при Мюре.

«…Возвращаясь назад, он неспешно идет,
Игнорируя огненный знак светофора.
Ибо знает, что знамя его упадет,
И растопчут его крестоносцы Монфора…»

Но и Монфор не стал победителем в этой истории. Потому что еще через пять лет получил камнем по голове во время осады покоренной и вновь восставшей Тулузы.

А Монпелье достался в итоге сыну Марии и Педро - Хайме Завоевателю.

Я же говорю, норны смеялись, прядя судьбы героев этой истории.

-----------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они очень помогают развитию канала. Не говоря уж о подписке :) Тем более, что увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, только подписавшись на канал.