Найти тему
Рексофт

Александр Егоров, «Рексофт»: «На горизонте 10-12 лет многие иностранные IT-решения будут заменены на российские»

Изображение: Shutterstock
Изображение: Shutterstock

Александр Егоров, генеральный директор «Рексофт», поделился, чем занимается «Рексофт», что ждет российскую IT-сферу в новых условиях и какие тренды в IT будут в ближайшие годы.

— Расскажите об основных направлениях, которые развивает компания «Рексофт». Какие для вас наиболее приоритетные?

— «Рексофт» является одним из ведущих российских ИТ-консультантов и разработчиков цифровых платформ. Мы помогаем нашим клиентам подготовить предприятие к внедрению новых способов работы в цифровом мире и строим IT-решения, поддерживающие ведение бизнеса в новых условиях. Иными словами, помогаем клиентам сделать их предприятие «цифровым».

Термины «цифровое предприятие», «цифровая платформа» сегодня несколько «заезжены», их употребляют по поводу и без. Меж тем, имеются достаточно четкие критерии, которые позволяют отличить этот вид предприятий от традиционных. Например, круглосуточная доступность продуктов или сервисов, включая техническую поддержку, омниканальность — возможность получения одинакового набора продуктов и сервисов независимо от способа взаимодействия, персонализация предложения, быстрая реакция на замечания и т.д. Обеспечение таких характеристик работы требует от предприятия значительной перестройки своего технологического ландшафта, что крайне непросто сделать на «живых», работающих бизнес-процессах. Это как поменять колесо на едущем автомобиле. Мы помогаем представителям бизнес- и IT-подразделений нашего клиента оптимизировать общую архитектуру IT, разобраться с правильной последовательностью действий, не забыть о важных моментах, избежать негативных последствий изменений.

— Известно, что «Рексофт» много лет занимается разработкой на заказ. Этот вид деятельности можно отнести к импортозамещению? С клиентами из каких отраслей вы работаете?

— Действительно, мы много лет развивались как контрактный разработчик ПО и информационных систем. До сих пор большинство специалистов в нашем штате так или иначе связаны с производством программного обеспечения. Учитывая, что мы строим клиенту уникальные IT-системы «под ключ», эту деятельность можно отнести к импортозамещению. Но вопрос, на самом деле, глубже. Нас приглашают в ситуациях, когда типовое IT-решение не подходит по соображениям безопасности или надежности, либо — чаще всего — когда типового решения просто не существует в связи с новизной идеи, родившейся у заказчика. Поэтому мы не столько «замещаем», сколько «опережаем» использование импортных решений. Мы работаем с клиентами из различных отраслей: банки и финансовые организации, ритейл, транспорт, логистика, нефтегаз, промышленность и др. Подходы к цифровой трансформации бизнеса в значительной степени завязаны на IT-технологии и едины для всех отраслей.

— Насколько на сегодняшний день отечественные разработки в сфере IT конкурентоспособны относительно зарубежных?

— IT-отрасль в России по конкурентоспособности близка к таким нашим лидирующим отраслям, как ВПК или атомная энергетика, но имеет те же проблемы: слабый маркетинг, недостаточно технологичные процессы продаж, недооценка важности поддержки экспорта, сложности с организацией качественной технической поддержки даже в России, не говоря уже о зарубежных рынках. Кроме того, всю новейшую историю наши айтишники были вынуждены конкурировать с ведущими мировыми гигантами на домашнем рынке, не имея никаких преференций. Ситуация похожа на гражданское авиастроение, которое у нас ухитрились почти уничтожить, пустив на местный рынок Boeing и Airbus. Как хочешь, так и конкурируй. Компетенции поддерживались силами узкого слоя предпринимателей-«подвижников», которые продолжали разработку собственных технологий, несмотря на мало кому интересные экономические результаты этой деятельности. После 2014 года кое-какие шаги в этом плане в IT-отрасли были сделаны. Собственные разработки стали видны на рынке, о них стали говорить. Это несколько смягчило нынешнюю «жесткую посадку», но не настолько, насколько можно было бы это сделать, будь мы чуть более последовательны.

Сегодня проблем достаточно много, но все они будут решены за 2-3 года. Практически у каждого западного IT-решения существуют российские аналоги, вполне достаточные для поддержки бизнес-процессов предприятий. Более того, целый ряд российских решений превосходит западные и по функциональности, и, во всяком случае, по соотношению цена/качество.

— Испытывает ли компания трудности из-за нынешней обстановки, удается ли с ними справляться?

— Разумеется, для нас, как и для всех компаний рынка, текущая ситуация явилась непростым испытанием на прочность. Главной проблемой стала приостановка клиентами ряда проектов. Это вызвано как финансовыми проблемами у самих заказчиков, так и непониманием дальнейших перспектив проектов, особенно тех, которые ориентировались на глобальный рынок. У всех заказчиков идет расстановка приоритетов развития IT с учетом новой реальности, а это всегда требует времени. Мы участвуем в этих процессах, помогаем с точки зрения консалтинга. С нашими зарубежными заказчиками другие проблемы. Где-то встает вопрос токсичности работы с компанией из России, даже при наличии шведской «дочки», где-то — вопрос трансграничных оплат в международной банковской системе. Постепенно все эти вопросы решаются, но до полной стабилизации еще далеко.

— Как в целом, по Вашему мнению, отрасль чувствует себя в нынешней ситуации? Какие тренды в IT нового дня вы видите?

— Отрасль выдержала первый шок и постепенно возвращается к нормальной работе в новых условиях. Отраслевым ассоциациям удалось наладить эффективный диалог с регулятором и оперативно адресовать наиболее острые проблемы. Следует отметить работу Минцифры и Правительства, согласовавших и принявших без проволочек два пакета мер поддержки отрасли.

Постепенно к участникам рынка приходит осознание грандиозности открывающихся возможностей: западные конкуренты, доминировавшие на рынке многие годы, добровольно его оставили. Конечно, не все демонстративные «уходы» являются таковыми на самом деле. Во многих случаях деятельность продолжается под другими брендами. Но российский клиент уже по достоинству оценил «лояльность» иностранных поставщиков и вряд ли будет наступать на те же грабли: так или иначе, на горизонте 10-12 лет многие иностранные решения будут заменены на российские. Предстоит беспрецедентная по глубине трансформация технологического ландшафта всех предприятий на российском рынке, особенно крупных и средних. Данная ситуация накладывается на общемировой тренд цифровизации, о котором я говорил выше. Сложение двух этих векторов ведет к тотальному переделу рынка и тем самым создает уникальное окно возможностей для российских продуктовых и сервисных ИТ-компаний.

Еще больше трендов и исследований вы найдете в медиацентре «Рексофт»