Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

Самый мощный советский серийный паровоз ЛВ18. Почему его выпускали всего пару лет

Друзья, я вернулся из Турции, а значит пора возвращаться к привычному графику публикаций.

Это значит, что впереди вас ждёт много обзоров интересных музейных экспонатов, а начнём мы сегодня с Музея железных дорог России в Санкт-Петербурге.

Если быть точнее, то поговорим про грузовой паровоз ЛВ18-002 — редкий и ценный экспонат, хранящийся под крышей музея.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

ЛВ18, изначально известный как ОР18, считается одним из самых совершенных советских паровозов («паровоз высшего конструкторского класса»).

ЛВ18 расшифровывается как «паровоз Л Ворошиловоградский с нагрузкой осей на рельсы 18 тс».

Эти локомотивы производились на Ворошилоградском паровозостроительном заводе с 1952 по 1956 го и известен в народе как «Лебедянка» или «Лебедь».

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В послевоенное время советские железные дороги активно эксплуатировали паровозы серии Л, построенные по схеме 1-5-0 (то есть 5 движущих осей и 1 бегунковая).

Это был очень хороший паровоз, показывающий хорошие динамические свойства и тяговые характеристики.

Однако, паровоз Л имел несколько недостатков, из которых самым существенным была его «весовая напряжённость».

Что это значит? А то, что достаточно тяжёлая конструкция паровоза не позволяла использовать устройства, повышающие эффективность, например, водоподогреватель.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Ещё одним недостатком паровоза Л было отсутствие задней поддерживающей оси, что ограничивало скорость движения задним ходом (тендером вперед) в кривых и на стрелочных переводах.

Поэтому в 1948 году было принято решение о реконструкции паровозов серии Л в колёсную формулу 1-5-1 с добавлением задней поддерживающей оси и сохранением сцепной массы 91 т.

Предполагалось, что это позволит установить водоподогреватель для повышения эффективности парового котла.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Разработка началась в 1949 году в КБ Ворошиловоградского паровозостроительного завода.

Процесс затягивался, потому что одновременно с этим завод осваивал выпуск «обычных» паровозов серии Л, постепенно устраняя конструктивные недостатки.

В итоге, рабочие чертежи были готовы лишь к концу 1951 года. Тогда же сделали и первый прототип, получивший внутризаводской индекс ОР18 (от сокращения «завод имени Октябрьской Революции»).

Помимо дополнительно оси, паровоз получил новый котёл, централизованную систему смазки, увеличитель сцепного веса и ряд других изменений.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

На испытательном кольце ЦНИИ МПС опытный образец показал потрясающие результаты, выдав касательную мощность в 3590 л.с. — максимальное значение среди всех советских серийных паровозов.

30 ноября 1953 года завод выпустил второй прототип ОР18-002. Именно его вы наблюдаете на фотографиях.

У него было ещё больше усилено заднее междурамное крепление, убрано возвращающее устройство с 5-й колёсной пары, вместо двух песочниц была установлена одна, но большего объёма, убран воздухоподогреватель (единственный паровоз из серии ЛВ (ОР18) без воздухоподогревателя) и изменена конструкция будки машиниста.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В 1954 году сделали ещё два опытных паровоза ОР18, конструктивно схожих с ОР18-002.

В том же году завод изготовил 6 локомотивов установочной партии, в процессе производства получивших обозначение ЛВ18.

Серийный выпуск начался в 1955 году. Для сети дорог СССР, МПС планировало заказать ВПЗ всего около 3000 ед. паровозов серии ЛВ, но в феврале 1956 года на XX-ом съезде КПСС было принято указание о «широком внедрении электровозов и тепловозов», а также о прекращении строительства паровозов.

Так что паровоз ЛВ-0522, выпущенный в конце 1956 года, стал последним паровозом Ворошиловоградского завода. Он также стал для советского паровозостроения последним построенным магистральным паровозом.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Интересно, что история паровозов ЛВ продолжилась, но уже за пределами страны: в Китае вплоть до 1988 года выпускался паровоз QJ который был создан на основе конструкции паровозов ЛВ и ФД.

Серийные паровозы ЛВ эксплуатировались практически на всех железных дорогах СССР, от Южно-Уральской до Восточно-Сибирской железных дорог.

Несмотря на то, что паровоз показал свою эффективность, его длина с шестиосным тендером достигала 28 метров, поэтому эксплуатировать его могли лишь депо с большим разворотным кругом.

С конца 1960-х паровозы ЛВ стали постепенно оставлять в резервы МПС, а по окончании срока полного освидетельствования парового котла, списывать.

Интересный момент: на фронтоне всех паровозов ЛВ располагалась красная звезда с барельефным изображением руководителей СССР — В. И. Ленина и И. В. Сталина.

В рамках десталинизации изображения вождей с паровозов сняли, но барельеф сохранился как минимум на двух локомотивах ЛВ — ЛВ18-002 из питерского музея и ЛВ-0233.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов